“Реструктуризация сельских школ – это прежде всего создание современных центров образования”

Беседа с начальником отдела общего образования Сергей Махненко.

– Сергей Георгиевич, что означает это страшное словосочетание “реструктуризация школ” для обычных людей – учеников и их родителей?

- Мольеровский герой, которого все прекрасно знают, очень удивился, узнав, что все жизнь он говорил прозой. Я, наверно, также вас удивлю, если скажу, что реструктуризацией школ мы занимались всегда – при царе, при коммунистах, при демократах, будем заниматься и в “светлом капиталистическом будущем”. Реструктуризация означает совершенствование структуры сети общеобразовательных учреждений с тем, чтобы обеспечить разнообразие этих учреждений – повышенного, пониженного, вспомогательного уровня, гуманитарный и технический их профиль., их территориальную доступность и так далее. На селе последнее особенно актуально.

В настоящее время ситуация с этим совершенствованием неоднозначна. С одной стороны у нас резко сократилось количество школ, где существовало углубленное изучение ряда предметов, прежде всего по причине отсутствия кадров. С другой стороны – очень дороги учебники, родители попросту не “тянут” эти расходы. Третье – нежелание оставшихся учителей брать на себя дополнительные заботы за ту же зарплату.

– Разве эта дополнительная нагрузка не оплачивается?

- В том-то и дело. Но есть и положительные моменты: стало расти количество лицеев и гимназий, которые являют собой повышенный уровень образования. Идет обкатка разных моделей профильных школ. В самих школах есть многоуровневые программы. Это тоже хорошо. Мы ставим вопрос так: в каждом районном центре должна быть школа повышенного уровня – лицей или гимназия, возможно, с маленьким интернатом. Ставится и такая задача: в сельских школах должны быть обеспечены разные профили.

Теперь насчет доступности. Те 400 с лишним автобусов (большое спасибо Владимиру Федоровичу Чубу!), которые были приобретены для сельских школ за счет бюджета области, конечно же, резко повысили доступность образования. Теперь ребенок имеет возможность, обучаясь в одной сельской школе, проходить профильную подготовку в соседней школе.

– Вы хотите сказать, что это все уже организовано – не автобусы, а разные профильные подготовки в сельских школах?

- Это дело самого ближайшего будущего, а во многих школах они уже реально существуют. Теперь об обеспечении высокого качества преподавания материала. Это связано не только с кадровой проблемой, но и материальным оснащением школ. Это очень дорого, особенно начиная с седьмого класса. Можем ли мы обеспечить хорошо оборудованные кабинеты физики, химии, биологии, спортивные залы наконец во всех малокомплектных школах? Нет.

– Но все-таки самый прекрасно оснащенный кабинет не заменит высококвалифицированного учителя!

- Вот и рассмотрим с этой точки зрения малокомплектную школу. Здесь, чтобы набрать ставку, учитель должен преподавать физику, математику, физкультуру, пение и историю. Словом, многостаночник. Я сам работал в такой школе. Понятно, что обеспечить высокое качество преподавания в такой школе невозможно. В лучшем случае учитель в малокомплектной школе пересказывает учебник.

Задача стоит перед нами следующая: создание сети опорных школ. В опорной школе будут хорошо оборудованные кабинеты, мы купим жилье для учителей с целью привлечения квалифицированных кадров. Детей же сюда станут подвозить из ближайших населенных пунктов. Обращаю ваше внимение – подвозить не малышей, а старших школьников. Малыши должны учиться, проживая в семье.

– Это замечательное уточнение. Об этом говорил глава Верхнедонского района Александр Георгиевич Крамсков, настаивая на том, что начальные школы в своем районе, где очень разбросаны хутора, они постараются ни при каких условиях не сокращать.

- Положение о сохранении начальных сельских школ, в том числе и малокомплектных школ входит в концепцию реструктуризации школ, которая утверждена на коллегии министерства общего и профессионального образования области в прошлом году. Но формы существования начальной малокомплектной школы могут быть разными. Например, она может быть филиалом другой, более крупной школы. Это улучшает приемственность и контроль за ее работой. При этом – некоторая экономия средств. Далее – возможно при малом количестве детей существование комплекса “детский сад-школа”, то есть образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Есть и такой вариант: школа-учительский дом. Здание школы консервируется (ни в коем разе не продается!), а, скажем, имеющиеся в хуторе два ученика ходят заниматься домой к учителю. Снимается проблема коммунальных платежей по школьному зданию, есть экономия и по другим позициям. Учителю же идет доплата за обучение на дому. Да и ему удобно – он может обучение школьников разных классов развести во времени, проводя вместе ту же, скажем, физкультуру.

– “Учительский дом” – это наша придумка или в других регионах уже существует подобное?

- Есть, но это пока не очень распространено. Подведем итог: начальная школа должна сохраниться, ребенок должен расти возле матери. У нас начальная школа может существовать не только как четырехлетка, но и как шестилетка.

Ведь новых предметов, кроме иностранного языка, в 5-6 классах нет. Тогда в эту начальную школу может приезжать с тем же школьным автобусом учитель раз или два в неделю и проводить свои уроки.

Растет ребенок – растет и школа. После шестого класса он может переходить в опорную школу, куда его будут возить на автобусе. Она же, опорная, будет объединять вокруг себя все прочие окружающие ее школы – начальные, филиалы. И районный отдел образования теперь будет иметь дело не с отдельными школами, а с этими школьными округами. Сюда войдут также детские сады, и все образовательные учреждения созданного округа будут работать по единой программе. Главным “ноу хау” реструктуризации и является образование школьных округов, более крупных и в то же время мобильных единиц, внутри которых возможны всякие перестановки. Мы подсчитали – в округе должно быть минимум 450 учеников.

– Эта реструктуризация образовательной системы идет по всей России или мы опять – “впереди планеты всей”?

- Пока это действительно экспериментальная работа. Есть наработки в этой области в Самарской области, в Карелии, Чувашии, Якутии.

– С какого же момента начнется работа по образованию школьных округов?

- Сегодня для федерального эксперимента у нас намечены два района – Усть-Донецкий и Каменский. Да и в них берутся за основу четыре округа – те, что исторически сложились. Им будет оказываться поддержка на федеральном уровне.. Стартует эксперимент и на областном уровне:один-два школьных округа будут созданы в каждом районе. В этом году впервые в бюджете области предусмотрены средства для экспериментальной работы. Наряду с Единым государственным экзаменом – это те преобразования, которые должны изменить качество образования. Решить сегодня все вопросы с разрозненными 1700 школами просто невозможно.

– А есть ли у нас то, чего нет ни у кого?

- Есть: мы разработали модель межокружного взаимодействия. К примеру, есть две школы – одна с аграрным профилем, другая – гуманитарная. Пять дней старшеклассники учатся в своих школах, в программы которых внесены соответствующие изменения. А один день в неделю ученики, желающие специализироваться в профиле соседней школы, приезжают на автобусе туда на соответствующие занятия. Таким образом, возможность профильного обучения для сельских школьников расширяется.

Есть и сопутствующие неприятные моменты: придется понижать статус некоторых школ. У нас в области 35 малокомплектных средних школ. Почти 100 школ-девятилеток в области также малокомплектные. О каком качсетве образования может идти речь?! Есть, правда, и приятные исключения – школы-девятилетки, где дают прекрасное образование, но в данном случае речь идет об основной их массе. Мое мнение – сегодня малокомплектная девятилетняя сельская школа неперспективна. Либо надо понижать ее статус до “шестилетки”, либо искать возможности ее укрепить. Но не закрывать, ибо школа на селе – культурный центр. Причем – хочу это подчеркнуть особо: сначала создаются условия существования опорной школы, а потом рассматривается вопрос о понижении статуса окружающих общеобразовательных учреждений. Могу сообщить о том, что более половины глав администраций территорий области подписали соглашение с министерством о реструктуризации сети общеобразовательных учреждений. И эти намерения будут поддержаны областной администрацией. В Сальске, в Семикаракорском районе, про сути, реструктуризация уже прошла. Там осталось официально оформить школьные округа.

– Мыслилось, что появление компьютеров в сельских школах должно повлиять на качество образования. А на самом деле?

Можно с уверенностью сказать, что уже повлияло на качество усвоения информатики. Ведь с появлением компьютеров ВСЕ школы области, в том числе и сельские, перешли на машинный вариант обучения.

Что касается предметов, то здесь так быстро результатов получить нельзя. Учитьеля овладевают способами использования компьютера для тренингов и тестирования учеников, мультимедийных технологий, для учета пробела в знаниях и так далее. Решим кадровую задачу – будет и рост качества обучения. Кроме того, появится возможность использования идей дистанционного обученяия. При этом учитель может изменить свой статус: из человека, владеющего информацией превращается в того, кто управляет техникой, в оператора. Мы обеспечиваем его программами, он сажает детей перед компьютером и говорит: “Сегодня тема у нас такая-то и такая” и включает компьютер. Есть основания полагать, что Президентская программа оснащения сельских школ компьютерами за счет федерального бюджета будет продолжена.


Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется  С 24.05.2008 и функционирует как архив.