Политика в этой образовательной сфере должна быть точна и выверена

Беседа о появлении такого предмета в школе , как основы религиеведения, с ведущим специалистом министерства общего и профессионального образования Ростовской области Елена Ильинична Лунина.

- Курс “Основы православной культуры”, введение которого столь широко обсуждалось в прессе, будет введен в экспериментальном режиме в тех образовательных учреждениях, которые пожелают это сделать. По нашим прогнозам – это 30-40 школ Ростовской области, там, где есть подготовленные для этой цели учителя, там, где дети хотели бы изучать этот курс и родители дали на это согласие. Короче, там, где существует сформированный образовательный запрос. Этот курс не будет включаться в обязательную образовательную программу. Для подобных курсов есть часы в учебном плане, которые могут быть использованы для изучения необязательных предметов.

– Значит, изучение этого курса будет проходить исключительно на добровольных началах. А если будет сформирован такой образовательный запрос: дети захотят, и родители будут “не против” изучения “Основ ислама”?

- Это совершенно нормальное желание для нашего региона, где очень много переселенцев, где особая геополитическая ситуация. По нашим данным, и те дети, которые хотели бы знать основы православной культуры, вовсе не против знать религию, которая находится рядом. Мы такую возможность предусматриваем. Но для этого нужны специальные подготовленный кадры учителей. Потому что подготовка для преподавания таких серьезных курсов не всегда дается вузами. Мы думаем, что школ, которые хотели бы ввести у себя подобные курсы, могло бы быть больше, особенно в сельских районах, поскольку изучали образовательный запрос.

– Как будут “коваться” необходимые кадры учителей – пройдут переподготовку учителя, уже работавшие в школе, или, скажем, наш педагогический университет наладит выпуск именно таких специалистов?

- Наша система ИПК занимается, в основном, повышением квалификации учителей. Идеальным было бы решение о введении новых организационных структур в РГУ. Это может быть кафедра или факультет, которые бы осуществляли теологическую подготовку. И это уже была бы новая специальность. Изменения в связи с потребностью в таких специалистах могли бы произойти и на других кафедрах, скажем, философии. В РГПУ есть планы открытия или кафедры теологии, или теологического факультета. С 1993 года существует государственный образовательный стандарт по теологии. Его внедрение вовсе не противоречит светскости образования. Потому что мы ориентируемся изучение религии с точки зрения того вклада, который она внесла в культуру. В школьной программе пока не будет плана обучать религии. Хотя право такое сегодня есть – оно дано законом религиозным организациям.

– Вероятно, право дано обучать вне школы. Сейчас же мы речь ведем об общеобразовательных учреждениях.

- Нет, дело в том, что российское законодательство находится в противоречивом состоянии. С одной стороны, закон “Об образовании” утверждает принцип светскости образования. А закон ” О религиозных организациях” в пункте 4 статьи 5 дает религиозным организациям право обучать религии в государственных учреждениях. Проблема состоит в том, что механизм осуществления этого права не явлется совершенным. В настоящее время существуют два документа Министерства образования РФ, которые снимают эти противоречия.

Одно из них – это письмо 1999 года, где введен порядок, согласно которому можно обучать религии в муниципальных образовательных учреждениях. Под этим подразумевается только предоставление помещений. Такое обучение вводится только с согласия родителей и по желанию детей. Религиозная организация должна иметь право заниматься образовательной деятельностью, закрепленное ее уставом. Она должна иметь и государственную регистрацию. И среди прочих многих документов – решение органов муниципальной власти. Последний приказ Министерства образования РФ также посвящен обучению религии в муниципальных шоклах. И он во многом дублирует письмо, но там есть два новых аспекта: первое измнение связано с тем, что обучать религии могут религиозные организации, которые не проходят регистрацию ежегодно, то есть те, которые существуют довольно долго, известны. На мой взгляд, это ограничение вполне оправдано. Влияние на умы и сердца юных граждан многих нетрадиционных религий еще мало изучено.

Очень важно сразу разграничить два понятия – обучение религии и религиеведческое образование. Острая дискуссия в связи с введением этого нового курса в содержание образования спровоцирована во многом нашими СМИ. Возникла ситуация, когда само введение отрицалось с самого начала. С точки зрения многих, это нарушает положение закона о светскости образования.

Но речь идет о введении курса, который не является обучением религии. Об этом мы говорим очень четко. Наши совместные действия с религиозными организациями начинаются там, где речь идет о культуре, об истории религии, о вкладе религии в культурное развитие России. То есть мы говорим о религиеведческом образовании, а не о преподавании Закона Божьего в школе.

Представители православия сами говорят, что всеобщее введение Закона Божьего нежелательно. Ведь все, что введено в обязательном порядке, не всегда принимается сердцем. Возможно, это для них желаемый результат, но в отдаленном будущем. Сейчас это невозможно.

– И все-таки те учителя, которые будут вести основы православной культуры в школе, где они повышали свою квалификацию? Где они учились и кто их учил?

- Очень важно, кто придет к детям с этими знаниями. Мы организовали проведение обучающего семинара, в ходе которого применялась технология интенсивного обучения. Сертификата государственного образца учителя не получили (этот курс не занял необходимого для этого количества часов), но мы узнали тех, кто хочет заниматься такой работой. И кроме того, нашим требованием при организации этого семинара стало участие самых лучших учителей в плане профессиональном. Это были гуманитарии, которые имеют самые лучшие отзывы не только от учеников, но и от своих коллег. В основном, это учителя истории и обществознания. Были среди них и учителя начальной школы.

А теперь у нас разрабатываются меры в систему ИПК, чтобы в их условиях скорректировать программу повышения квалификации и ввести туда углубленную подготовку учителей с тем, чтобы они получили сертификат государственного образца, дающий право на преподавание таких предметов. Кроме того, учителя имеют возможности, не ограниченные региональными структурами. Они имеют возможность получить переподготовку при Московском ИПК. Попасть туда учителю нелегко, но возможно. Свыше 10 учителей нашего региона уже воспользовались такой возможностью.

– А наша епархия не заинтересована вам помочь?

- Мы сотрудничаем с нашей епархией. Вообще без объединения училий с представителями самих религиозных организаций качественно повысить квалификацию самого учителя невозможно. Там очень хорошие ресурсы: интересные научные исследования и хорошо подготовленные кадры. Есть у нас планы создания подобных курсов и по основам ислама, потому что мы прогнозируем интерес наших учащихся к этой религии.

– Согласитесь, что преподаватели религиеведения должны быть и хорошими психологами!

- Конечно, ведь любое неточное действие может привести к обратному результату. Мы считаем, что политика в этой образовательной сфере должна быть точна и выверена. А политика – это прежде всего согласование интересов. Разных интересов. И наша задача при формировании образовательной политики – представлять себе, что эти интересы действительно очень разные и преподавание должно быть очень индивидуализировано. Система образования должна обеспечить права граждан, в том числе и верующих, и неверующих на качественное образование.

Первый заместитель министра образования РФ Виктор Болотов на “горячей линии” проходящего в эти дни @вгустовского Интернет-педсовета прокомментировал отношение Министерства к введению в программу общеобразовательной школы преподавания религии. “У Министерства образования – жесткая позиция – образование было, есть и будет светским, – заявил Виктор Болотов, – изучение религии возможно только факультативно… Но если кто-то не хочет изучать религию, мы не можем его заставить”.


Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется  С 24.05.2008 и функционирует как архив.