Как учились отцы-командиры

В Северо-Кавказском округе внутренних войск прошли учебно-методические сборы комадиров частей и соединений и их заметителей.

Место проведения подобных сборов, которые проходят раз в два месяца, полигон под Новочеркасском. Здесь не только учатся, но и проверяют общую боевую подготовку отцов-командиров. В частности, такую ее составную часть, как подготовка физическая, которой командующий округом, Герой России, генерал-полковник Михаил Лабунец придает большое значение.

Подполковник Владимир Малофеев, начальник физической подготовки и спорта СКО ВВ МВД РФ, принимающий физические нормативы, проверяет силу, быстроту бега, выносливость и приемы рукопашного боя. Испробовав на себе всю жесткость требований, как не станешь так же строго спрашивать со своих подчиненных?! В воюющем округе очень важно быть всегда наготове выполнить любое боевое задание. К сожалению, именно потому, что округ — воюющий, некоторые командиры частей не могут соответствовать предъявляемым высоким требованиям: дают знать о себе ранения, полученные в ходе боевых действий. И тем не менее на сборах все равны — от командира Новочеркасской дивизии, ставшего генералом совсем недавно, до младшего лейтенанта. Разве что имеющим ранения, одни упражнения, проверяющие силу и ловкость, заменяют на другие. И довелось увидеть, как подтягиваются на турнике и отживаются, бегут стометровку, кросс и демонстрируют приемы рукопашного боя и убеленные сединами, и совсем юные.

«Инженеры зело потребны». Такие слова Петра Великого украшают вход в инженерный городок полигона, где журналистам, как и отцам-командирам были продемонстрированы взрывные устройста, которые террористы маскируют под бытовые предметы. Глядя на стенд, где прикреплены «наглядные пособия», как не вспомнить слова одного товарища, отвечающего за технику безопасности:»Убить может все!» Скажем, обычная жестяная банка из-под растворимого кофе, которые в большом количестве валяются где попало. А в Чечне замаскированное под такую банку взрывное устройство, подброшенное к взлетнопосадочному полю, может сработать при взлете вертолета: из-за напора воздуха, который создает работающий винт, «банка» вибрирует, вследствии чего создается контактное замыкание. Итог — взрыв с осколочным поражением вертолета. Или другое дьявольски придуманное устройство — противощупный замыкатель, изобретенный для расправы с саперами: ищущий металлическим щупом мины, касаясь этой металлической решетки, замыкает контакт, в результате чего и происходит взрыв.

Но если изобретение устройств для поражения военных еще можно понять, то взрывающийся в руках при нажатии баллончик с дезодорантом, «коробка с кассетой» для магнитофона, срабатывающая при ее открытии, «мобильник», книга, буханка хлеба, оставленные на автобусных остановках — это же прежде всего попадает в руки мирных жителей! Наши же саперы — ребята опытные и на таких штучках уже давно не дают себя провести. Поэтому с каждым днем появляются все новые и новые взрывные устройства, и каждый день — экзамен на профессионализм и мужество. И учеба — также каждый день. Самое неприятное — все эти «веселые штучки» делается в кустарных, можно сказать, домашних условиях: тротил выплавляется из старых снарядов и, используя его, создаются такие «подарки». За последние два года саперами округа было обезврежено около 1200 самодельных фугасов. Разные попадаются среди этих «местных кибальчичей». Саперам запомнился некий «любитель йогуртов» — на месте взрыва он обязательно оставлял пустую упаковку от этого молочного продукта (лавры «Черной кошки» из «Место встречи изменить нельзя» спать не давали, что ли?!). Недолго однако он так «баловался» — его вычислили и устроили засаду, в которую «любитель йогуртов» благополучно и попался.

Так что война идет сейчас прежде всего минная. Вся надежда — на саперов.

Это они проходят всю дорогу пешком, отвечая за безопасность каждого метра пути. Техника, как известно, у наших военных устаревшая, но стараются ребята и на ней работать успешно. В последнее время вообще потерь среди них, саперов, нет, несмотря на то, что каждый день, по их словам, обезвреживают они по два-три фугаса.

Потому-то боевики и охотятся сейчас прежде всего на саперов. Лейтенант Максим, которого атаковали своими вопросами журналисты, уже не боится и лицо свое всему миру показать, и интервью дать:

— Да меня уже «заказали» — привет передали с «той» стороны.

— За что!?

— Мечеть пришлось подорвать, там был пункт обстрела.

Собака Герда, на счету которой уже 10 лет службы (не то, что ее молодой проводник Григорий с Алтая, который и служит-то всего четыре месяца), была очень серьезна, спокойно наблюдая, как суетятся вокруг нее люди с камерами и микрофонами. Такое впечатление, что ей не впервой становиться «звездой». «Только таких спокойных и отбираем! — рассказывает полковник Гараев, начальник кинологической службы округа. — Мы их готовим для минноразыскной, контрольно-разыскной работы и для несения караульной службы. Подготовка проходит в течение четырех месяцев в пунктах постоянной дислокации. Перед отбытием в пункты выполнения боевых задач в течение 25 дней отрабатывается слаженность работы подразделений. Основная порода используемых собак — немецкая овчарка: этих собак можно обучить всем видам службы. Есть и спаниели, и ротвейлеры, и кавказские овчарки. Они воспитываются каждый в необходимом направлении.»

Гибнут ли собаки при выполнении своего долга? Как уверяет полковник Гараев, с 1996 года был только один такой случай: немецкая овчарка погибла вместе со своим хозяином — младшим сержантом Бузиным, который посмертно получил за свой подвиг (попав под обстрел, он обеспечил возможность спасения всей группы) звание Героя России. Срок службы собаки, которая занимается розыском мин — 8-10 лет, патрульно-розыскной — чуть больше. Подбор собак идет в клубах служебного собаководства или питомниках, где собак специально выращивают для военной службы. Лето для работы собаки минно-разыскной службы — время тяжелое. Жара. В таких условиях собака устает гораздо скорее, поэтому сапер несет с собой кусочек тротила, напоминая своего четверногому другу, что ему надо искать.

После теоретической части всем присутствующим была продемонстрирована работа инженерной разведки при прохождении колонны. Впереди, как и следовало, шли саперы на расстоянии 50 метров друг от друга. Они «обнаруживали» мины, уничтожая их либо «кошкой» (есть ребята, которые это самое приспособление могут точно метать на 30 метров), либо подрывая подозрительный предмет, либо расстреливая его. Среди тех, кто демонстрировал свое умение — ребята из Краснодарского края, Волгоградской области, Башкирии, Свердловской области, Дона. Словом, посланцы всей страны служат в саперных подразделениях Новочеркасской дивизии внутренних войск. Именно ими за годы «контртеррористической операции» были обезврежены 11 тысяч взрывных устройств. И именно потому, что в профессиональном мастерстве они всегда — на шаг впереди воюющих против своего народа бандитов, жертв на этой войне гораздо меньше, чем хотелось последним.


Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется  С 24.05.2008 и функционирует как архив.

Яндекс.Метрика