В России одним “Идиотом” стало больше

В день 300-летия Санкт-Петербурга на канале “Россия” была показана последняя серия экранизации романа Ф.М.Достоевского “Идиот”. Только через 45 лет после известнейшего фильма Ивана Пырьева в России нашелся режиссер (Владимир Бортко) и актер (Евгений Миронов), которые смогли убедить россиян в праве на существование нового прочтения великого романа.

Самое поразительное в этом фильме – ЕГО ГЛАЗА. В них отражается не просто благородное простодушие, по выражению одного из персонажей, но Космос человеческого существа, посланного для проверки наших мелких страстишек. Да что лукавить – состоялось второе Пришествие, испытание которым не выдержал никто. Язык второй половины ХIХ века совсем не кажется инородным в его устах: каждое слово прожито, пропущено через душу и только тогда, как макушка огромного айсберга, явлено в разговоре. Энергетика мироновского Льва Николаевича настолько мощно оккупирует пространство фильма, что имена остальных исполнителей с трудом вспоминаются после окончания каждой серии. Да и все они, честно говоря, проигрывают Миронову по силе проникновения в образ.

Говорить, что он проснулся на следующее утро после премьеры первой серии “Идиота” знаменитым, нельзя. Уверенно можно утверждать, что предтечей образа Льва Николаевича Мышкина стал его герой из фильма “Мусульманин”. Роль главного героя этой картины (вернувшегося из афганского плена и своей отстраненностью от деревенского быта так явно его пороки выявляющего) была сделана столь замечательно и …столь явно проигнорирована в тот год академиками “Ники”. Но именно в этой роли актер доказал, что он – один из тех немногих современных актеров, кто может практически полностью сливаться с образом. Также была полностью высоколобыми критиками проигнорирована(как и сам фильм) роль капитана Алехина в исполнении Миронова в картине Михаила Пташука “В августе 44-го…”, великолепной в рамках своего формата экранизации самого захватывающего романа о деятельности СМЕРШа. Умение думать на экране дано не всем, роль же Алехина наполовину состоит из внутренних монологов. Оторвать взгляд от Миронова в эти моменты практически невозможно – настолько захватывает зрителя отражение мысли на лице актера.

А что удивительного во всем этом, если даже во время учебы в Школе-студии МХАТ известный театральный критик, профессор и историк театра, преподававшая тогда на его курсе, говорила о Миронове:”С задатками гениальности”.

Многие считают его родственником своего знаменитого однофамильца. На деле же родители Жени к Марии Мироновой, маме того Андрея, никакого отношения не имеют. Однако на курсе вместе с ним учились и Михаил Ефремов, и Антон Табаков, и Вячеслав Невинный-2. Вот и числили сердобольные бабушки вахтерши Миронова внебрачным сыном известного артиста. Причем полагали, что он свое родство попросту скрывает. После смерти легендарного однофамильца ему вообще все соболезновали, а нашему герою и раньше-то было неловко развеять всеобщее заблуждение, а в эти дни – тем более. Ему предлагали взять девичью фамилию матери, но надо же случиться такому совпадению: его матушка носила фамилию – Доронина…

Среди четырех знаменитых “М” – самых известных актеров своего поколения (Машков, Маковецкий, Меньшиков, Миронов) – Миронова особые отношения связывают с Владимиром Машковым; они то являются партнерами по сцене и экрану (Машков в сериале “Идиот” исполняет не слишком хорошо выписанную в сценарии и тем более не проработанную режиссером роль Парфена Рогозина), то Машков режиссирует спектакли, где играет Миронов. Последний считает, что характер Машкова – это характер истинного актера, который влюблен в свою профессию. Без этого существовать актеру попросту нельзя. У многих нередко это единственная любовь, потому-то многие и не имеют семьи. Сам же Машков числит Миронова чуть ли не в младших своих братьях.

Ректор Школы-студии МХАТ О.Табаков справедливо называет Женю своим учеником, говоря об общей ответственности перед единой с Мироновым малой родиной – Саратовым. Более того, еще на младшем курсе Олег Павлович “высмотрел” талантливого земляка и пригласил его в свою знаменитую “Табакерку”. Однако помимо родины у них еще много общего. Например, и эта шутка Миронова широко известна, оба любят борщ, и если бы не талант, Табаков все равно привечал Женю как человека с хорошим вкусом.

Среди его друзей – Кристина Орбакайте и Гарик Сукачев, Но они люди “клубящиеся”, а сам Миронов редко посещает ночные клубы, предпочитая одежду темных оттенков и в атмосферу тусовок не вписываясь. Он любит знакомиться с поклонниками на улице, постоянно отказывается от глупых и пошлых ролей, которые предлагают слишком часто. Его кумиры в мире театра – Лоуренс Оливье, Марлон Брандо, Фаина Раневская, Олег Борисов, Евгений Леонов. Он любит прозу Гоголя, Пушкина, Набокова, Искандера и Хемингуэя. Теперь, судя по всему, полюбит и прозу Федора Михайловича.

Его сестра – балерина, в соседях проживает Олег Меньшиков, не женат и совершенно не ощущает себя модным актером.

Кстати, о моде. С некоторой иронией по одному из телеканалов было сказано, что теперь, после оглушительного успеха “Идиота”, пойдет мода на производство сериалов по русской классике. Наверно, это одно из немногих поветрий, которое стоит приветствовать.


Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется  С 24.05.2008 и функционирует как архив.