Качество образования определит работодатель

На базе Ростовского института управления, бизнеса и права прошел семинар “Создание и использование оценочных и диагностических средств для итоговой государственной аттестации выпускников вузов”. Его актуальность была определена тем, что Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, проверяет сейчас работу вузов. Результатом этой проверки является либо подтверждение статуса вуза, либо лишение лицензии. То есть, в России предпринята очередная попытка налаживания работы системы высшего образования. В этом семинаре приняли участие сотрудники 47 вузов Юга России.


Проблема качества предоставляемого вузами образования сегодня действительно остра. Однако что есть это самое качество, каждый понимает по-своему. Так, многие думают, что речь идет о текущей успеваемости студентов. Другие подразумевают под качеством срез остаточных знаний после каждого года обучения. Третьи – оценку уровня подготовки выпускников, когда последние получают дипломы, то есть итоги государственной аттестации.

Если говорить о качестве образования в более широком аспекте, то это характеристика многомерная, поскольку оно определяется прежде всего потребителем, то есть желаниями поступающего в вуз абитуриент. С другой стороны, качество образования определяет работодатель, который потом выпускника вуза принимает на работу, как бы говоря – да, он соответствует моим требованием. Сложность работы вузов и состоит в том, что они работают на обе стороны – на рынок образовательных услуг и рынок труда. Интересы обоих нужно учесть при формировании учебных программ.

Пять лет длится процесс обучения в высшем учебном заведении. За это время могут измениться интересы работодателя, а, следовательно, и требования к уровню подготовки, к качеству образования, которое получает выпускник вуза. И сейчас в вузах пытаются найти механизм, который помог бы сделать процесс получения образования адаптивным и гибким, чтобы в течение пяти лет можно было менять образовательные программы и готовить специалиста, который будет востребован на рынке труда.

В Ростовском институте управления, бизнеса и права этим вопросом стали заниматься с конца 90-х годов, потому Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и провела семинар, посвященный качеству образования именно в этом вузе. Тогда в институте появился кадровый центр. Теперь центр вырос в кадровое агенство с более широкими функциями. Оно занимается трудоустройством выпускников института. По словам проректора по развитию вуза Елены Клейменовой, когда начала работать эта служба, здесь поняли, что знания, полученные в процессе теоретической подготовки, не всегда соответствуют тому, что хочет работодатель. Сегодня те самые расширенные функции агенства и заключаются в организации системы практики.

Теперь все студенты проходят ее, начиная со второго курса, и организаторы этой практики стараются максимально приблизить ее к проблемам предприятия. Делается это за счет выдачи каждому студенту индивидуального задания. Вторым этапом развития системы практики стала практика на проектной основе. Как объясняет Елена Анатольевна, это попытка усилиями студентов решить реальную проблему на реальном предприятии. Предположим, фирме необходимо оптимизировать систему издержек. Для решения такой проблемы привлекаются студенты различных факультетов, потому что студента, специализирующегося на получении профессии менеджера, здесь будет явно недостаточно. Нужен и экономист, и юрист, и психолог, который донесет найденное решение до сотрудников. Поэтому в рамках практики формируется под этот проект группа студентов разных специальностей. И они, работая вместе, решают довольно сложные задачи. Это и называется практикой на проектной основе.

В чем преимущество такой системы практики? В ее процессе работодатель может посмотреть на то, что умеют и чему научились студенты. Как правило, речь идет о старшекурсниках.

В итоге такая практика часто сопровождается дальнейшим трудоустройством. Исходя из полученного опыта, в Ростовском институте управления, бизнеса и права был перестроен учебный процесс. Все студенты-пятикурсники учатся сегодня по вечерней “сетке”, то есть с 18.00. Таким образом, днем они имеют возможность работать. В итоге 85 процентов выпускников института, покидая его, трудоустроены по специальности.

Почему же подобное стало возможным именно в этом вузе? “Да потому, – смеется Елена Анатольевна, – что наш вуз небольшой и внутри у себя мы можем изменять то, что считаем нужным, достаточно динамично под требования, которые нам нужны. То есть, как понятно, нужны не только нам, но и, в первую очередь, работодателям”.

Однако вуз не так уж и мал – около пяти тысяч студентов, если учитывая обучщающихся в его филиалах. И гибкость здесь проявлена не только за счет не такого уж и большого числа студентов, а за счет гибкости мышления руководства института. В этом вузе с того же 1998 года, что и кадровый центр, существует отдел маркетинга, который занимается исследованиями запросов потребителей. В это время в других вузах об этом еще и не задумывались.

И сегодня институт старается строить свою работу, учитывая интересы обоих рынков – образовательных услуг и труда потому, что конкуренция среди вузов велика. Здесь хоть и работают над своим имиджем, но соревноваться с тем же РГУ, имеющим 90-летнюю историю, пока институту трудновато. Но – зачастую получается! Поэтому неудивителен тот интерес, который высказали участники вышеупомянутого семинара к этой работе ростовчан, результаты которой были доложены на семинаре.

К проблеме трудоустройства в вузе стараются подходить со всех сторон. Выявлена, к примеру, и такая проблема: выпускник может обладать прекрасными знаниями и в практике преуспевать, а на работу устроиться у него никак не получается. При проверке оказывается, что он попросту очень волнуется на собеседованиях и не может подать себя с выгодной стороны. К решению этой проблемы были привлечены психологи, которые на пятом курсе теперь проводят тренинги по самопрезентации. Многим выпускникам в трудоустройстве это помогает на 90 процентов. Сначала этим проектом занимались преподаватели.

Сегодня его продолжают студенты-психологи четвертого-пятого курсов, нарабатывая практический опыт по будущей специальности.

Если говорить о перспективе, то сейчас стоит задача по более детальному мониторингу рынка труда. Если то, что представляет собой потребитель на рынке образовательных услуг, в институте управления, бизнеса и права за годы работы уже выучили, то работодатели – аудитория, от вуза отдаленная. В институте стартовал проект под названием “Рынок труда-2005″. Предстоит исследование рынка труда Ростова-на-Дону, которое будет осуществляться вместе со службой занятости. Будут проанализированы потребности в специалистах 500 компаний. В процессе реализации проекта в вузе надеются узнать и то, как видят фирмы свое взаимодействие с вузом. В перспективе в институте появится центр по работе с предприятиями с целью создания модели необходимого нынче специалиста. Эту модель будут реализовывать в учебном процессе, выпуская тех, кто будет востребован на рынке труда.

“Образование. Работа. Отдых”, № 11, 2005, с.


Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется  С 24.05.2008 и функционирует как архив.