Так кто же из них — дурак?!…

Премьера накануне Международного женского дня в Ростовском академическом театре драмы имени М.Горького, словно извиняясь перед всеми женщинами за слабости сильного пола, носила название «Ужин дураков». Именно последним словом была охарактеризована одна из половин человечества в одноименной комедии Франсиса Вебера. И, право же, в представленной ситуации эта сильная половина заслуживала такой характеристики.

Пересказывать сюжет комедии — дело неблагодарное. Но он дает повод порассуждать, кого в этой жизни стоит называть дураками. Взять первого претендента на это звание — Франсуа Пиньона в исполнении Андрея Ребенкова. У каждого в жизни хоть раз было какое-то хобби. Но умный человек никогда своим увлечением не доведет близкого человека, то есть жену, до умопомрачения. А этот довел-таки: бедная женщина сбежит с первым попавшимся, лишь бы постоянно не слышать о хобби мужа — макетах из спичек! И того, кто решил над ним поиздеваться, издателя Пьера Брошана (Сергей Власов), также этот наивный до одурения человек (и, кстати, весьма довольный собой человек) доводит до того, что от него уходит жена. А также провоцирует визит у нему налогового инспектора. У Франсуа попросту отсутствуют некие тормоза: как только он вспоминает о своих макетах, им начинает овладевать чувство, после Ильфа и Петрова известное в народе под названием «Остапа понесло!». Оставаться после этого рядом с ним попросту опасно для жизни.

Модного издателя Брошана вроде бы поначалу дураком назвать трудно. Ему, хитрому и изворотливому, так ловко уходившему от уплаты налогов, тем не менее после ухода жены разум словно отказывает. Он просто не видит, пряча дорогие картины в соседней комнате, что на стенах остаются светлые пятна, и не понимает, что разбавленное уксусом вино может только разозлить его попробовавшего.

Следующий претендент на роль дурака — налоговый инспектор Шеваль в исполнении Артема Шкрабака. То, что футбольные фанаты — люди со сдвинутой психикой, всем понятно давно, но, согласимся, что болеть дома за любимую команду в ее спортивной форме — это уже слишком! Вторая страсть у Шеваля — работа. И когда он узнает, что его жена изменяет ему с закоренелым неплательщиком налогов (и не просто изменяет, а танцует вместе с ним на бланках налоговых деклараций!) у него просто ум на разум заходит. Так что его вполне можно рассматривать в качестве следующего кандидата на приглашение в качестве дурака на ужин.

А теперь — об исполнении этой комедии на сцене академического театра. Проявленная способность к эксцентризму у актера Ребенкова (и здесь он достигает вполне определенного успеха) явно заслоняет суть, как нам кажется, самого образа Пиньона. Ну не может такой, с позволения сказать, наивный до безобразия человек, служить в контролирующих органах!

Как не вспомнить исполнение той же роли (наши театры до удивления отличаются одинаковым репертуаром, явно срисованным с московских афиш!) в Таганрогском драматическом театре имени А.П.Чехова заслуженным артистом РФ Александром Топольсковым несколько лет назад?!

Наивность Франсуа-Топольскова проявлял вполне до определенного момента. Но когда дело коснулось его профессии, актер явно дал понять, что перед нами — профессионал высокого класса. Сразу же вспомнился и тот момент, что во всем мире должности госслужащих — весьма почетные места работы, и откровенных дураков там явно не держат.

Явно не хватает цинизма и издателю Брошану Сергея Власова. Приглашать людей на ужин и откровенно издеваться над ними — это, согласитесь прямо-таки изощренный цинизм. А перед нами предстает прежде всего человек, которого прихватил радикулит. Поскольку ощущения эти знакомы многим, симпатии ему отданы с самого начала. Да и трезвость его суждений также не вызывает протеста. Почему от Брошана уходит жена (заслуженная артистка РФ Наталья Гординская), так и остается непонятным. Кстати, образ последней — самый невнятный образ во всем спектакле.

Самый понятен в «Ужине дураков» — инспектор Шеваль в исполнении Артема Шкрабака. Артист еще раз доказал, что ему ближе создание эксцентрических образов, а не героических — типа Чацкого. Вот уж кто, появившись на сцене, сразу же приковывает к себе внимание. Вот уж кто понятен «до последнего винтика» благодаря четкому исполнению задач, поставленным режиссером Михаилом Чумаченко.

«Озадаченность» остальных актеров, как видим, не сведена в единую систему, потому и привести зрителя к единой мысли в финале постановки исполнители не могут. Практически то же самое пришлось наблюдать и в «Белой гвардии», осуществленной на академической сцене тем же постановщиком. То ли времени не хватает у московского режиссера довести все до ума, то ли актеры уже растренированы без режиссерской воли…

И все же стоит признать данную постановку шагом вперед для труппы. Ибо легковесные комедии типа «мадам Птушкина» постепенно начинают заменяться качественным драматургическим материалом. А он позволяет актерам театра расти профессионально.


Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется  С 24.05.2008 и функционирует как архив.

Ростовский театр драмы им М Горького

Другие театры Ростова

Ростовский музыкальный театр

Молодежный театр (ТЮЗ)

Новошахтинский драматический театр

Ростовский Театр Кукол

« Молот », 8 августа 2006 года, с 6

Читайте также...

Яндекс.Метрика