«Молот» и ничевоки

обложка

В электронном некоммерческом издательстве Salamandra P.v. V. вышло четырехтомное издание поэзии такого течения в русской литературе, как ничевоки. Четырехтомник издан под редакцией Сергея Шаргородского — журналиста, литературоведа, переводчика. Казалось бы, где столь экзотическое литературное течение, а где Ростов-на-Дону, а, тем более, «Молот»? А, оказывается, весьма и весьма близко, о чем напоминают не только стихи и статьи в томах издания.

Кто они такие

Ничевоки — российская литературная группа, сложившаяся в Москве в начале 1920 года и окончательно оформившаяся в августе 1920 года при Союзе поэтов в Ростове-на-Дону. В Ростове поэты-ничевоки проводили вечера, устраивали дискуссии, выступая перед публикой… Суть «ничевокизма» сводилась к разрушению в литературе «всего и вся»- авторитетов, идей — во имя абстрактного «ничего». По сути — литературные последователи дадаистов, представителей течения, родившегося как реакция на последствия Первой мировой войны, подчеркнувшей, по их мнению, бессмысленность существования.

А ведь остались в истории

— «Ничевоки и окрестности» — первое появившееся за 100 лет собрание текстов и материалов, связанных с ничевоками, одного из самых загадочных и скандальных литературных течений начала 1920-х годов, чьи авангардные художественные практики надолго опередили свою эпоху, — объясняет свой интерес к этому течению составитель и редактор четырехтомника Сергей Шаргородский. — Провозгласив себя русскими дадаистами, ничевоки увлеченно крушили авторитеты, яростно боролись за свободу искусства и безжалостно высмеивали советские официозные попытки ими управлять. Встреченные валом насмешек и критики, группа ничевоков просуществовала лишь четыре года, но осталась легендой в истории русского авангарда.

В третьем томе «Ничевоков и окрестностей» представлено литературное окружение ничевоков в Ростове-на-Дону. Здесь можно познакомиться с избранными произведениями Нины Грацианской (которая себя к ничевокам, кстати, не причисляла, а была хорошей знакомой многих из них), Сусанны Мар, с подборкой стихотворений Елены Николаевой и других. Полностью воспроизведен коллективный сборник ничевоков «Вот» 1921 года и книга Ильи Березарка «Изощренная Ида», также увидевшая свет в 1921 году.

И все-таки — «наши люди»

Стоит отметить, что многие ростовские ничевоки и им сочувствующие, «переболев литературной левизной» (а в своей рецензии Сергей Городецкий назовет эту «левизну» не просто «кафэ-поэзией», а и «щегольством цинизмом и беспринципностью»), стали довольно известными в литературе людьми. Так, Илья Борисович Березарк, выпускник Донского университета, в 1920-х успешно поработал в отделе культуры «Молота». Ему мы обязаны многими интереснейшими репортажами, в частности, о том, как снимал в районе Нижне-Гниловской Сергей Эйзенштейн свою «Генеральную линию».

Именно ему и Нине Грацианской говорят «спасибо» потомки за воспоминания о пребывании Велимира Хлебникова в Ростове. А Нине Александровне, много лет проработавшей в областной научной библиотеке имени К. Маркса, нынче Донской государственной публичной библиотеке — еще и за мемуары о работе Ростовского отделения Всероссийского Союза Поэтов, об Осипе Мандельштаме и братьях Островских, соучениках Чехова по гимназии.

На том же Таганрогском — в «Не рыдай»

И все-таки, где «Молот» и где — ничевоки, спросит любопытствующий читатель, и будет прав. Обратимся к сопернице «соповской царицы» (так называла Нину Грацианскую Мария Семеновна Жак, жена поэта Вениамина Жака, знаменитая в литературных и библиотечных кругах Жакиня) Нине Гордеевой, автору книги «Литературный Ростов 1920-х годов», увидевшей свет в 1967 году. Вот как она описывает место, как бы сейчас сказали, тусовки ничевоков:

— Выразителем нэпмановских настроений молодежи города было ростовское отделение Всероссийского Союза поэтов… В нем состояли имажинисты, акмеисты, космисты и просто поэты. А с переездом в Ростове-на-Дону Рюрика Рока здесь обосновался и центр ничевоков.

видно-чуть-чуть

Здание с кафе «Не рыдай» видно лишь краюшком. прикрытым маркой

и-все-таки-оно-видно

И на этом снимке все-таки оно просматривается вдали

кего-почти-не-видно

И здесь нужное нам небольшое здание прикрыто деревьями и  почти не видно

Из эстетского центра Союза поэтов — кафе «Не рыдай», расположенного в полуподвальном помещении здания, которое находилось на месте нынешнего здания редакции областной газеты «Молот», растекались отпечатанные на стеклографе и в рукописях заумные произведения ничевоков, местных футуристов и других представителей формалистических направлений…

Молот-конец-1920-х-начало-1

Редакционный корпус «Молота» конца 1920-х — 1930-х годов с тем самым подвалом

Самое интересное в этих «идеологически выверенных» воспоминаниях заключается в упоминании подвала и тот факт, что сам подвал сохранился и вошел составной частью в возведенное на этом месте здание редакции и издательства. Те, кто там бывал в советские времена, помнят и его большую площадь, и расположившуюся в нем столовую. А сами сотрудники редакции надолго запомнили 80-летие «Молота», которое вместе с ними в 1997-м отмечали в этом замечательном помещении приехавшие на праздник редакторы донских муниципальных газет.

Так и сошлись на одной точке авангарднейшее течение русской поэзии и редакционный корпус партийной газеты. И уж не оттуда ли тянутся корни в молотовские «четверги» 1960-80-х, когда на эти творческие встречи в это здание почитали за честь приходить известнейшие деятели культуры области и страны?!…

Читайте также...