Закон легче исполнить, чем потом с ним конфликтовать

В Северном жилом массиве Ростова-на-Дону приостановлены работы по строительству водовода. Причина — покушение производителей работ на неисследованную археологами курганную гряду. Работы приостановило Управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере средств массовых коммуникаций и охраны объектов культурного наследия по ЮФО. Проект строящегося водовода утвержден без согласования с органами охраны памятников. Незнание необходимости подобного согласования не явилось оправданием действий строителей. После этого и ряда других подобных случаев стало понятным, что теперь в области в ЮФО работает служба, которая отслеживать нарушения законодательства в сфере охраны памятников будет весьма тщательно. О ее работе корреспондент «СК» беседует с заместителем начальника Управления Василием Касьяновым.

–  Служба создана в июне 2004 года Постановлением Правительства РФ. И тот проект, о котором вы упомянули в начале, должен был быть согласован с областной инспекции по охране и эксплуатации памятников, созданной в свое время по постановлению губернатора Ростовской области. Вопрос согласования в данном случае касался проведения земляных работ. Почему-то строители решили, что они находятся вдали от всех памятников и для них подобные действия необязательны. Да и город им в лице главного архитектора дал «добро». А ведь во всех законах четко прописано то, что несмотря ни на какие условия при обнаружении памятника археологии необходимо немедленно приостановить работы и вызвать специалиста из органов по охране памятников…

–  Извините, но разве еще до обнаружения памятника и начала строительных работ не должны ли строители явиться в тот самый орган и поинтересоваться насчет того — не столкнутся ли они с проблемами такого порядка?

–  Совершенно верно. Поэтому когда в «Водоканале» заказчики работ говорят, что они об этом не знали, а потому не виноваты, они лукавят. Особенно тщательно надо относиться к согласованию проекта, когда речь идет о строительстве в историческом центре города. Подчеркну, что согласование сегодня должно идти с государственным органом, которым является Управление федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны объектов культурного наследия.

Нормативная база в сфере охраны памятников сегодня достаточна. Это и новый Градостроительный кодекс, который стал действовать с декабря 2004 года, и Земельный кодекс, работающий с 2001 года. Меры при нарушении законодательства применяются довольно строгие. Для физических лиц это административные штрафы от 500 до 30 тысяч рублей, для юридических лиц они более внушительны — от 10 до 500 тысяч рублей. Плюс возможность уголовной ответственности — от года до пяти лет, а в особых случаях — и до 15 лет лишения свободы.

–  Административные штрафы выписывает непосредственно ваш орган?

–  Мы приостанавливаем работы, оформляем протоколы, выписываем штрафы. Если штраф отказываются платить, то мы действуем через суд.

–  Давайте вернемся к самой структуре вашей службы.

–  В связи с указом Президента министерство культуры РФ было реорганизовано и на его месте было создано министерство культуры и массовых коммуникаций. В ходе этой реорганизации были созданы три агенства и Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия. В Ростове создано центр этой службы по Южному федеральному округу.

А всего на Северном Кавказе создано помимо нашего еще три управления — Кубанское, управление по Чеченской республике и Нижнее-Волжское. Управление в Ростове-на-Дону координирует деятельность остальных управлений. В наши функции входят охрана объектов культурного наследия, связанная с архитектурными и археологическими памятниками, памятниками монументального искусства; вопросы, связанные с сохранением фондов; вывоз и ввоз культурных ценностей. Хочу посоветовать всем внимательно читать законы, которые приняты были еще в советские времена…

–  Но нам могут возразить следующим образом: они устарели!

–  Некоторые их статьи сохранены в новом законе об охране объектов культурного наследия № 73 ФЗ от 25 июня 2002 года. Они касаются государственного учета памятников истории и культуры, реставрации, консервации и ремонта памятников истории и культуры, порядка установления охранных зон памятников истории и культуры республиканского и местного значения, запрета производства земельных, строительных и других работ и хозяйственной деятельности в зонах охраны памятников истории и культуры, согласования с органами охраны памятников проектов застройки, планировки и реконструкции городов и других населенных пунктов, имеющих памятники истории и культуры, а также вопросов обеспечения сохранности памятников истории и культуры при производстве строительных и дорожных работ.

–  То есть ссылаться на устаревание нормативной базы явно не стоит. Так и хочется сказать: господа, не усложняйте себе жизнь! Не проще ли закон исполнить, чем потом с ним конфликтовать!

–  Дело в том, что наше Управление следит именно за сохранением законодательства. Областная инспекция по охране и эксплуатации памятников, которая и сейчас продолжает действовать при министерстве культуры, работает на уровне учреждения культуры. Многих функций попросту у нее нет. А нам удалось приостановить строительство ряда объектов, проекты которых не были согласованы, а потому возникала угроза существующим на этой территории памятникам. Это и газопровод Мариуполь-Таганрог (Мострансгаз), строительство в Кировском сквере, уже упомянутый водовод. Всего по Ростовской области таких объектов пять.

–  А как обстоят дела в других регионах ЮФО?

–  Есть проблемы по Ставропольскому краю, связанные со строительством ВЛ вдоль трассы нефтепровода. Есть вопросы по местам размещения воинских частей в заповедных зонах Северной Осетии, Ингушетии, Чеченской республики, Кабардино-Балкарии. Понятно, что наши предки для поселения выбирали самые удобные и красивые места. С точки военной стратегии и тактики это тоже самые лучшие места. Но нам надо сохранить для следующих поколений то, что было создано и пять, и десять тысяч лет назад.

Мы просили командование СКВО обратить внимание на проблемы с сохранением памятников в Чеченской республике. Об этом мы говорили и с министрами культуры, и с президентами других северокавказских республик. Там недавно побывал Борис Антонович Боярсков, глава Федеральной службы. Сейчас готовятся документы о передаче части полномочий Федеральной службы будущим органам госорганам по охране культурного наследия. Процедура принятия этих документов непростая: проекты сначала рассмотрят в субъектах РФ и в Федеральной службе, а потом они будут утверждаться в Правительстве РФ.

–  А кто будет следить за исполнением законодательства на местах, скажем, в Песчанокопском или Ремонтненском районах?

–  Тот опыт, который был наработан в течение 10 лет инспекцией по охране и эксплуатации памятников, будет использован. Но вопрос ставится о создании именно государственного органа при администрации области. Это даст ему больше прав и возможностей. Если вернуться к Ростову, то это город, вошедший в список исторических городов России, и отношение к нему должно быть соответствующее. Особенно — к центральной его части. Проекты, по которым ведется интенсивное строительство, должны проходить жесткую экспертизу и жесткую процедуру согласования.

–  При инспекции вроде бы был создан на сей предмет Экспертный совет, который собирался крайне редко, и его рекомендации, как правило, не выполнялись. Не говоря уже о том, что и протоколы заседаний этого совета не всегда оформлялись. Ваша служба создаст такой совет?

–  Будет создан научно-методический совет, в котором будет несколько секций. В том числе — секции по археологии и архитектуре, где предполагается рассмотрение этих вопросов. С 2004 года Федеральная служба оформляет лицензии на производство работ по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Контроль и надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований также остается за Федеральной службой.

–  Мы все время говорим о строителях, а археологи при своих работах закон не нарушают? Вы их действия будете отслеживать?

–  Сегодня государственные и самостоятельные организации археологов, получая «открытый лист» в Институте археологии РАН, считают, что они могут производить работы в любое время и как им угодно. Они, конечно, сдают научные отчеты в Институт, но помимо этого в законе прописано и следующее: при наличии «открытого листа» тот, кто будет производить раскопки, обязан зарегистрироваться в госоргане по охране объектов культурного наследия, сообщив при этом количество участников экспедиции и график производства работ. Они получат дополнительный документ-разрешение госоргана на изучение памятника. Эта норма четко прописана еще в Постановлении Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года № 865, но знают ли о ней многие наши археологи?… После производства работ мы просим предоставить информационное письмо о том, какие работы и когда произведены.

–  Значит, есть возможность таким образом уйти от проблемы «черных археологов»?

–  Мы проблему не уничтожим, но в определенные рамки, где вреда от этих «энтузиастов» будет поменьше, их поставить можно.

Итак, в области появилась Федеральная служба, которая будет осуществлять надзор за исполнением законодательства в сфере охраны памятников. Так что наши строительные организации должны помнить, что Ростов — город исторический и начало любой стройки, включая сооружение коммуникаций (дорог, нефте- и газопроводов, линий электропередач и др.) должно начинаться с археологического обследования места, которое предназначено для работ. Перестройка здания-памятника сегодня «на голубом глазу» также не пройдет. Незнание законов по-прежнему не освобождает от ответственности за их нарушение.


Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется  С 24.05.2008 и функционирует как архив.

Читайте также...

Яндекс.Метрика