О ЕГЭ, будущих вступительных экзаменах и российском менталитете

На эти и другие темы корреспондент “ОРО” с начальником отдела по надзору в сфере образования министерства общего и профессионального образования Людмилой Ивановой.

— Людмила Лаврентьевна, так все-таки, сколько вузов Ростовской области продолжат принимать участие в эксперименте с ЕГЭ в этом году?

— Нужно развести понятия – участие в эксперименте и прием свидетельств ЕГЭ. Участие означает прием документов и проведение вступительных испытаний по той же форме. Что делают в РГУ? Они только принимают результаты и ЕГЭ, и централизованного тестирования…

— А разве оно не отменено?

— Его результаты не засчитывают в качестве итоговой аттестации при окончании школы, но согласно письму Рособрнадзора Министерства образования и науки РФ они могут быть приняты вузом по тем предметам, по которым в этой территории не проводится ЕГЭ. В Ростовской области по восьми предметам выпускники школ при итоговой аттестации могут сдавать (а по двум – математике и русскому языку – обязаны) Единый государственный экзамен. В этом году к прошлогодним семи добавился такой предмет, как литература, в связи с обязательным экзаменом по русскому языку. Остается пять предметов, среди которых, к примеру, иностранный язык, обществознание и другие. Вернемся к РГУ, который только принимает свидетельства ЦТ и ЕГЭ, и проводит свои вступительные экзамены. Что в итоге получается? Абитуриенты поступают на одну специальность по разным технологиям.

— Это несправедливо, потому что получается: у абитуриентов – разные условия поступления!

— Это не несправедливо, а технологически неверно, что может служить поводом для возникновения конфликтных ситуаций.

— Так сколько же у нас вузов – настоящих участников эксперимента с ЕГЭ? То есть тех, кто и принимает в качестве конкурсных баллы, полученные во время ЕГЭ, сданного в школе, и сам проводит экзамены в этой форме и по тем же материалам.

— Из 18 гражданских государственных вузов Ростовской области – 15. Не принимает участие в эксперименте РГУ ПС, РГУ и Ростовская государственная консерватория имени С.В.Рахманинова. В консерватории из общеобразовательных экзаменов только один – русский язык. Почему-то они не хотят принимать свидетельства ЕГЭ по русскому языку, хотя этот экзамен у них проходит по системе “зачет-незачет”. Казалось бы, чего проще – составь список согласно количества баллов и проведи черту в этом списке: выше нее – поступившие, ниже – не прошедшие конкурс баллов. Но они почему-то предпочитают брать преподавателей, оплачивать их труд….. РГУ ПС аргументировал неучастие в эксперименте с ЕГЭ наличием долгосрочных договоров с Украиной и республиками Северного Кавказа (не участвуют в эксперименте с ЕГЭ Чечня, Ингушетия, Ставрополье). Но, тем не менее, в этом вузе предполагают, что 80 процентов абитуриентов будут приняты согласно результатов ЕГЭ.

— Почему в этом году нет пробного экзамена по математике, который проводился четыре года подряд?

— Педагогическое сообщество считает – хватит пробовать. Учителя освоили технологию. Наши математики подготовлены очень хорошо, они знают все тонкости процесса. В прошлом году по русскому языку у нас было почти 10 тысяч ребят, выбравшие для итоговых испытаний в школе форму ЕГЭ. Мы этим гордимся. И результат был, в среднем, лучше, чем по России. Кстати, по математике результат, также лучше среднероссийского.

— Средние специальные учебные заведения принимают результаты ЕГЭ в этом году в качестве конкурсных баллов?

— Не все, но 80 процентов ссузов Ростовской области участвуют в эксперименте с ЕГЭ.

— Сколько же в 2004-м было зачислено абитуриентов, которые предоставили данные ЕГЭ?

— В прошлом году в вузах около 50 процентов зачисленных абитуриентов поступили по результатам вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ. Можно назвать те вузы, которые все вступительные экзамены проводили в этой форме уже не первый год поступают так Ростовский государственный экономический университет, Ростовский государственный строительный университет, Северо-Кавказская академия госслужбы, Ростовская государственная академия архитектуры и искусства (кроме экзаменов по творческим специальностям).

— Еще раз – насчет медалей. Сохранятся ли при поступлении в вуз преимущества у тех, кто эти награды получает при окончании школы?

— В этом году – да. Но уже и министр образования и науки Андрей Фурсенко на всех пресс-конференциях говорит о том, что их давно пора оставить как моральное поощрение, То есть, за ними не должны следовать льготы. Но в этом году сохранятся, как вы знаете, и льготный режим получения медалей при сдаче ЕГЭ, так как эти госиспытания по-прежнему проводятся в виде эксперимента.

— А негосударственные вузы принимают свидетельства ЕГЭ ?

— Статистики по ним нет, но, как сказал ректор Ростовского института управления, бизнеса и права Имран Акперов, в этом году этот вуз будет принимать свидетельства ЕГЭ.

— Когда же в Ростовской области сам ЕГЭ автоматизируется? То есть, когда выпускник сядет к компьютеру и будет выполнять задания из выданных ему на мониторе контрольно-измерительных материалов (КИМы) в электронной форме? Ведь уже практически во всех школах области есть компьютерные классы! Это был бы следующий шаг по искоренению коррупции и в школе, и в обществе в целом!!

— Есть у нас такой вариант, как компьютерное тестирование, но оно почему-то никак не может прижиться в наших школах. Над этим надо еще поработать.

— Так все-таки когда у нас в области Единый государственный экзамен перейдет из экспериментального режима в штатный?

— В начале марта 2005 года вышло постановление Правительства РФ № 108, посвященное ЕГЭ-2005. Последним пунктом в этом приказе идет следующее: “Рособлнадзору совместно с Министерством образования и науки РФ внести во втором квартале в Правительство предложение об изменениях и дополнениях в законы РФ “Об образовании” и “О среднем и высшем профессиональном образовании”. Речь идет о введении ЕГЭ. Там не сказано – в штатный режим, но для территорий, где он проходит не один год это – подразумевается.

И сейчас скажу то, что еще вовсе не обсуждалось в печати: Единый государственный экзамен выпускники школ будут сдавать на добровольной основе….

— ?!

— … Но прием вузы будут вести только по результатам ЕГЭ.

— Правильно! Хочешь учиться дальше – продемонстрируй свой уровень.

— То есть, иди на государственное тестирование.

- И это согласуется с обещаниями ввести ГИФО, о которых так долго говорят.-

— То есть государственная политика в сфере образования будет единой. Но тогда надо будет серьезно совершенствовать КИМы, технологию проведения экзаменов и информационную безопасность. В прошлом году информационная безопасность была нарушена в семи муниципальных образованиях области, то есть были обнаружены одинаковые работы.

— Короче – народ списывал! Или господа тестотехники (то есть те, кто следит за порядком проведения экзамена) преподнесли этим оболтусам одинаковые решения. Хоть бы подумали насчет того, что одинаковые решения легко обнаружить и компьютеру, а тем более – преподавателю, проверяющему творческое задание. Уж творческих-то работ по определению не может быть одинаковых! У нас среди школьников нет борьбы за свое реноме: если проваливаться, то – хором. Им почему-то в голову не приходит то, что Единый государственный экзамен – один из первых шагов к их самоутверждению. То есть выпускник демонстрирует, на что способен он сам. Но почему-то противники ЕГЭ постоянно утверждают, что списать можно очень просто!

— Но если можно списать, то почему в области 23 процента двоек по математике?! Кстати, определенная их часть складывается из банальных отказов сдавать ЕГЭ, то есть выполнять работу вообще! Ведь в случае двойки по той же математике в аттестат все равно идет тройка, так как режим экзамена по-прежнему экспериментальный, и все решается в пользу учащегося. Наши только вступающие в жизнь молодые люди нашли эту лазейку и прекрасно себя чувствуют.

Еще один аргумент против использования результатов ЕГЭ при поступлении в вузы – поступить-то с результатами ЕГЭ можно, но как же дорого потом учиться! Родителям содержать студента зачастую не под силу. Талантливые, но необеспеченные дети жить где-нибудь в столице и там учиться не смогут. Я всегда на это отвечаю так: если ребенок по-настоящему талантлив, то ему помогут. Ректор Московской экономический академии пообещал следующее: если абитуриент предъявит свидетельства ЕГЭ со 100 баллами по математике и физике, его зачислят в академию без вступительных испытаний и будут там содержать на пансионе. То есть, академия возьмется оплачивать такому абитуриенту и проживание, и обучение.

— Ну почему мы думаем, что студент должен учиться в каких-то тепличных условиях?! Я знаю массу выпускников ростовских школ, которые учились в московских вузах, при этом не требуя у родителей ни копейки. Они сами себе в столице зарабатывали на жизнь! В конце концов, Ломоносов, на которого так любят все ссылаться, жил, учась в своей академии, на три копейки в день – две копейки за хлеб и копейка за квас. Недаром к студенту навсегда прикрепилась прилагательное “бедный”! Посмотрим на студентов зарубежных вузов: сколько среди них уже “не мальчиков, но мужей”! Люди, прежде чем пойти в вуз, заработали себе на учебу. А у нас по-прежнему для жителей России для выпускников школ почему-то в вузе должен существовать “социальный детский сад”!

Может быть, знания, за которые пришлось бы заплатить собственноручно заработанными средствами, ценились бы больше. А мы все – дети да дети… Уж извините, что на такой ноте заканчивается наша беседа. Но хотелось, чтобы выпускники наших школ прониклись бы пониманием того, что для них начинается взрослая жизнь, где за свой выбор придется отвечать самим.

“Образование. Работа. Отдых”,
2005, № 15, с.2


Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется  С 24.05.2008 и функционирует как архив.