Кого унесет ветер истории?

И приснился автору этих строк на американской земле, где довелось недавно побывать в рамках программы «Открытый мир», сон. И, проснувшись, так захотелось, чтобы стал он вещим.

Подходит мэр донской столицы Михаил Анатольевич Чернышев к историко-архитектурному памятнику, известному всем как дом Максимова, и говорит: «Ребята! Господа! Товарищи! Это наша историческая ценность, давайте сбережем его для потомков! Ведь связан он с таким именем, как Антон Павлович Чехов». И улыбается глава ростовской городской администрации при этом своей знаменитой на всю Россию улыбкой. И все те, к кому он обращается, жители Ростова самого разного материального достатка и социального уровня, улыбаются вместе с ним, так как понимают всю важность предлагаемого дела. Как же — ведь память об Антоне Павловиче!…

А приснилось это все автору этих строк после посещения дома-музея Маргарет Митчелл, автора, наверно, самого популярного американского романа «Унесенные ветром». Дом этот расположен в городе Атланта (штат Джорджия, США), который стал в ХIХ веке эпицентром гражданской войны Севера и Юга и подробнейшим образом описан в знаменитой книге.

Находится этот двухэтажный домик с мансардой, как и наш дом Максимова, в самом центре города. С 1979 по 1989 годы он (как и наш дом Максимова) пустовал, буквально разваливаясь на глазах у равнодушной атлантовской общественности. Но городу повезло на Эндрю Янга, избранного к 1989 году мэром, который и объявил дом исторической ценностью. То есть этот американец сделал то, что во сне автора этих строк совершал мэр донской столицы.

В 1990-х годах начался в столице штата Джорджия строительный бум, который продолжается и поныне. Земля в центре города и раньше была недешевой, а тут и вовсе подорожала. Первый раз дом был подожжен в 1994 году. Меры, предпринимаемые для завладения земельными участками, увы, одинаковы во всем мире.

К счастью, те комнаты, где были написаны многие главы популярного романа, уцелели. После этого вступившая в благородный сговор с мэрией корпорация «Дэймлер-Бенц» (производитель «Мерседесов») выделила на восстановление дома и приобретение всего этого квартала четыре с половиной миллионов долларов. Предполагалось использовать это помещение для торжественных мероприятий во время Летних Олимпийских Игр.

Однако не успела закончиться реставрация здания, как за 40 дней до торжественной церемонии открытия Игр мемориальный домик подвергся еще одному поджогу. Мансарда была полностью уничтожена пожаром. После этого корпорация «Даймлер-Бэнц» выделяет дополнительные средства (размер этой суммы почему-то оглашению не подлежал), и восстановленный дом-музей, наконец-то, 17 мая 1997 года открывает свои двери. Кому он нынче принадлежит, выяснить так и не удалось, но работает музей каждый день, принимая посетителей с восьми часов утра. И народная тропа к нему, несмотря на стоимость билета в 12 долларов, не зарастает. Правда, все больше протаптывают ее иностранцы.

А с местными жителями у автора этих строк такой случай вышел. Что-то высоковатой показалась простому российскому журналисту цена DVD-дисков с экранизацией «Унесенных ветром», продаваемых в расположенном при музее магазине сувениров. «Ну, что ж, купим то же, но не в качестве сувенира, а как обычный фильм в какой-нибудь местной видео-лавке», — подумала автор этих строк, наивно полагая, что не найти «Унесенных ветром» в Атланте все равно что не найти произведений Чехова в Таганроге.

Не тут-то было! Ни все время повторяемое «Gone with the wind», то есть название самого произведения, ни имя Маргарет Митчелл, ни объяснение того факта, что речь идет об экранизации великого американского романа, ни даже постоянно произносимые вслух имена героев и исполняющих их роли актеров на продавцов (не в одном магазине, а в нескольких!) впечатления не произвели.

Не помогли даже эти же данные, написанные на бумаге для проверки присутствия фильма в базе компьютера! Как тут было не вспомнить, что школьное образование в штате Джорджия признано одним из самых плохих в США, а уж этот роман у них в школах точно изучают. Проверено! Работающие в этих магазинах граждане США, не слышавшие даже названия этой своей национальной гордости, явно плохо учились в своих плохих школах.

Не удалось найти в местных магазинах и диски с записями мюзиклов Эндрю Ллойда Веббера (заказывали на родине). Как пояснил переводчик Андрей: «Если из четырех с половиной миллионов жителей Атланты двое знают, кто такой композитор Веббер, это хорошо. Потому диски с записями его произведений сюда не привозят, их здесь покупать некому! Такие вещи надо искать в Вашингтоне или Нью-Йорке».

Книжных магазинов обнаружить в Атланте также не удалось. В последний день пребывания на атлантовской земле автора этих строк известили о том, что единственный «книжный» расположен в здании компании CNN, но дойти до него было уже некогда. Зато со всех книжных полок (хоть парочка да имеется в любом супермаркете) на американцев смотрел Билл Клинтон со своей «My life». Почувствовать, что такое глобализация, удалось в Москве, когда после прилета из США в первопрестольную удалось заскочить в Московский Дом книги, с полок которого под вывеской «Лидер продаж» взирал на покупателей все тот же Билл.

И если вернуться ко сну, о котором речь шла в начале, то даже обидно как-то становится. Сегодня сохранение вышеупомянутого ростовского памятника, связанного с именем Чехова и расположенного в центре Ростова, под большим вопросом. А найдите в городе человека, который не знал бы имени Антона Павловича?!… И об авторах «Унесенных» ветром» и «Фантом-оперы» в донской столице знают гораздо больше людей, чем в Атланте. Но в этом неблагодарном по отношению к Маргарет городе все-таки удалось спасти домик писательницы и журналиста, общественного деятеля и замечательной женщины. И этим поколением, пусть сегодня в общей массе не знающим, кто такая Маргарет Митчелл, будут гордиться через века. А помянут ли добрым словом потомки нас, таких культурных и духовных, памятниками своими разбрасывающимися, как ненужными перчатками?…

Cправка

Дом Максимова — историко-архитектурный памятник регионального значения середины ХIХ века, связанный с именами отца А.П.Чехова — П.Е.Чехова, служившего в расположенной здесь лавке приказчиком, и городского головы А.М.Байкова, много сделавшего для превращения Ростова в цивилизованный город. Одно из первых каменных зданий города.

Памятник был взят под охрану постановлением областного Совета депутатов, затем — постановлением губернатора Ростовской области. Без охранного обязательства дом Максимова продан ОАО «Росвнешпром». Сейчас находится в частной собственности депутата Законодательного собрания Ростовской области О.Бояркина и его семьи.

Ленинским районным судом, а затем и областным дом Максимова «разжалован» в обычные развалюхи. Протесты общественности в расчет не были приняты, как и следующее обстоятельство: снять памятник с учета может только тот орган, который его туда поставил, то есть Министерство культуры Российской Федерации.


Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется  С 24.05.2008 и функционирует как архив.

Яндекс.Метрика