Как природные катаклизмы влияют на криминал
На недавно прошедшей научно-практической конференции в Южном научном центре (посвящена опасным природным явлениям) прозвучал доклад младшего научного сотрудника лаборатории политологии и права ЮНЦ РАН Элены Чуклиной «Роль опасных природных явлений в детерминации преступности». Необычность темы заставила встретиться с автором и обсудить предполагаемую связь, казалось, несвязанных между собой вещей.
И все-таки весенние обострения
— Они действительно, как представляются, не связаны друг с другом — природные катаклизмы и преступность, явление социальное. Почему возникла необходимость рассмотреть предполагаемую связь?
— Это исследование идет в рамках проекта РФФИ, который как раз и посвящен взаимосвязи социальных процессов и опасных природных явлений. В нашу рабочую группу входят также политологи, социолог, историки — всего 10 человек. Мы проверяем гипотезу о взаимосвязи: если она есть — то какая и какие на основе исследованных данных можно дать рекомендации правоохранительным органам и местным администрациям. Мы изучаем также реакцию людей на работу властей в экстремальных ситуациях. На меня была возложена юридическая часть.
— А как давно начались подобные исследования? Вы же не первопроходцы в этом деле?
— Я всегда ссылаюсь на Чезаре Ламброзо, в ХIХ веке изучавшего влияние климатических и метеорологических условий на преступность. Он пришел к выводу, что в жарком климате более распространены насильственные преступления против личности. В северных регионах преобладают преступления имущественного характера. В ХХ веке исследования, посвященные влиянию погодных условий, проводились в сфере преступлений, совершаемых людьми, имеющими отклонения в психике. То есть, проверялась гипотеза, что в определенные сезоны — весной и осенью — у людей с такими болезнями проходят обострения, и они могут быть более склонны к насилию. Это, правда, находится вне юридического поля, поскольку такие люди к уголовной ответственности не привлекаются.
Земля и космос как предчувствие
— А на отечественной почве что-то подобное исследовалось?
— В 1990-х изучали скорее не влияние, а работу правоохранительных органов в условиях стихийных бедствий. Исследователь Туманян рассматривал состояние преступности в условиях землетрясения в Армении 1988 года. Катастрофа была масштабная — погибли около 25 тыс. человек и многие потеряли жилье. Туманян пришел к выводу, что в течение полугода после катастрофы уровень преступности вырос почти в полтора раза. Ситуация была стрессовой, активизировались хищения и кражи
— Что и следовало ожидать. Но это действительно вынужденная преступность, а ранее шла речь о людях с неуравновешенной психикой, а на обычных людей в почти обычных условиях оказывает влияние, скажем, полнолуние?
— В ХХI веке начали проводиться исследования о влиянии космических явлений на преступность — тех же магнитных бурь. Но это пока еще лишь постановка проблемы и конкретных результатов еще нет.
Чем южнее, тем противоречивей
— Ведутся ли такие исследования на юге России?
— На региональном уровне, к сожалению, нет, сослаться в наших работах было не на кого, пришлось самостоятельно собирать региональную статистику на сайте Генеральной прокуратуры, статистику МВД и ее анализировать.
Начала я с 2002 года, когда ЮФО «накрыло» половодье. И, несмотря на него, число преступлений сократилось — более чем на 16%. В Краснодарском крае она продолжала уменьшаться вплоть до 2004 года. В Ростовской области — тоже самое.
2012 год — это Крымское наводнение, настоящая трагедия. Июль, август — два месяца — рост преступности на восемь процентов. В 2014-м — опять наводнение в сентябре в Краснодарском крае и зафиксирован рост преступности в октябре на 11, 7%. В конце октября 2018 года затопили прибрежные районы Краснодарского края — в ноябре спад преступности на 38%. То есть, тенденция противоречива. Но если взять всю статистику по Краснодарскому краю, то видно, что в марте идет всплеск преступности во все года (с 2012 по 2020-й), потом небольшой всплеск в августе и в октябре — такой же, как в марте. По России — другая картина.
— А предположить все-таки можно — почему так происходит?
— Возможно, это связано с нелегальными мигрантами, которые приезжают весной и уезжают поздней осенью. Но это только предположение. В Туапсинском районе, который более всех пострадал в 2018 году, наоборот, зафиксировано снижение преступности. В Ростовской области наблюдаются те же закономерности: рост в марте, небольшой рост в августе и осенью. Мы находимся рядом, потому можно предположить те же причины.
— Вернемся к Армении. В те времена ходили такие разговоры: а не связан ли назревающий конфликт между Арменией и Азербайджаном с землетрясением, уничтожившим Спитак? Влияет ли столь такая концентрированная людская энергетика на природные явления?
— Подобных сведений я не обнаружила в научной литературе, хотя, можно не сомневаться, подобные версии существуют…
От соцсетей не скроешься
— Мы говорим о катаклизмах, связанных с водой, а как насчет пожаров?
— Вспомним засуху в Калмыкии в 2020-м, у многих пропал урожай, люди понесли серьезные убытки, и, тем не менее, преступность, снизилась. Есть, конечно, вариант, что это искусственное снижение показателей… Хотя сегодня при наличие соцсетей все сразу становится известным. При этом в августе 2020-го в Краснодарском крае бушевали пожары, и фиксировалось сокращение преступлений.
— Пора, наверно, подводить итоги. Почему, как вы считаете, во время природных катаклизмов фиксируется снижение преступности?
— Для начала идет концентрация сил и средств МЧС, полиции и Росгвардии, и это мешает совершать преступления хотя бы потому, что на улицы выводится больше патрулей. Играет свою роль материальная господдержка пострадавших- какая-никакая, но она законодательно предусмотрена. Ну и масштаб природных бедствий у нас все-таки не так велик, как, к примеру, на Филиппинах в 2013 году, когда цепь разрушений протянулась по центральной части примерно на 600 км с востока на запад.
Эти три фактора и способствуют тому, что нет всплеска преступности, которую можно было бы ожидать. Хотя утверждать, что некоторые граждане ситуацией не пользуются, было бы неверно.