Лето — «открывашка» талантов

Кванториум1

О работе системы дополнительного образования во время летних каникул и в новом учебном году «Живой Ростов» расспросил первого заместителя губернатора Ростовской области Игоря Гуськова

в-IT-квантуме

Обучение по квантам

— Стартовала работа второго потока Летней инженерной смены детского технопарка «Кванториум». Сколько ребят смогли в первой смене получить новые знания? С какого возраста можно записываться в потенциальные инженеры?

— С 28 июня по 10 июля 1337 ребят в возрасте от 7 до 16 лет приняли участие в первой смене Летних инженерных каникул и познакомились с деятельностью детского технопарка «Кванториум». После смены многие из них планируют остаться в «Кванториуме» и на будущий учебный год, выбрав для себя приоритетное направление.

Большинство направлений «Кванториума» в основной период обучения принимает в свои ряды детей с 12 лет, но есть там кое-что доступное и более младшему возрасту, например, такие направления, как робототехника, промышленный дизайн и шахматы. Особой популярностью у младшего поколения пользуются IT-квантум и промробоквантум: ребятам нравится создавать собственные игры, сайты, собирать и программировать роботов, решая при этом такие глобальные проблемы, как альтернативные способы спасения людей в местах стихийных бедствий.

На вторую смену, которая проходит с 19 по 31 июля, записались 398 человек.

Вместе с этим, запланирована и третья смена, которая соберет ребят в период с 9 по 21 августа. Запись открыта и доступна на сайте детского технопарка «Кванториум». Обучение детей осуществляется на бесплатной основе ежедневно с понедельника по субботу.

— По каким направлениям можно было получить знания в ходе Летней инженерной смены? Кто — преподаватели?

— В рамках первой смены инженерных каникул прошли мастер-классы по следующим направлениям: Био, IT, Робо, Промышленный дизайн, Энерджи, Хайтек, Математика, Английский язык, Шахматы и стратегическая игра Го. Кванторианцы осваивали 3D-моделирование, скетчинг, основы сайтостроения, робототехники, каллиграфии, собирали наноаквариумы, делали своими руками кокедаму, играли в Го, а также читали литературные произведения на английском языке в Summer Book Club.

Все мастер-классы в детском технопарке «Кванториум» проводят педагоги-наставники, которые не упускают возможность узнать что-то новое. Например, в начале июля педагоги по направлению хайтек прошли курсы повышения квалификации по изучению аддитивных технологий и основ работы на лазерных и фрезерных станках. До конца лета курсы повышения квалификации также пройдут педагоги-наставники «Биоквантума», «Робоквантума» и «IT-квантума», изучив при этом принципы функционирования робототехнических систем, теорию и практику исследовательской деятельности в преподавании биологии и экологии в рамках дополнительного образования, практическое применение гибких и жестких навыков, направленное на выстраивание взаимодействия направления «Информационные технологии» с региональным реальным сектором экономики».

— Работает ли в летние каникулы мобильный «кванториум», который ездил по «городам и весям» Ростовской области во время учебного года? И сколько ребят и в каких районах он смог охватить своей работой?

Летние инженерные каникулы в мобильном технопарке «Кванториум» прошли в три потока с 1 июня по 10 июля в шести агломерациях Неклиновского, Матвеево-Курганского и Кагальницкого районов.

265 человек приняли участие в мастер-классах и узнали, что такое беспилотные летательные аппараты, где они применяются, научились управлять ими. Познакомились с промышленной робототехникой, научились создавать роботов и программировать их.

Особенно интересными для участников инженерных каникул стали мастер-классы по 3D-моделированию, где ребята смогли запрограммировать конструкцию изделия и распечатать его на 3D-принтере.

Наставники по IT-технологиям научили ребят создавать сайты и приложения для смартфонов, пользоваться популярными приложениями.

По ступеням — к успеху

— Ростовская область имеет и такой замечательный региональный центр выявления и поддержки одаренных детей, как «Ступени успеха». Расскажите о летних профильных сменах, которые центр устраивает для школьников Дона. Как происходит туда отбор ребят?

— Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Ступени успеха» (далее — Центр) создан с учетом опыта работы Фонда «Талант и успех», рассчитан на одаренных учащихся, набор на обучение осуществляется на конкурсной основе.

С 2019 года в Центре проведены 16 интенсивных образовательных программ (профильных смен) по трем направлениям: «Спорт», «Наука» и «Искусство».

В течение лета 2021 года проведены пять профильных смен по физкультуре, химии, самбо (при поддержке федерации самбо Ростовской области), хореографии (при поддержке ГБПОУ РО «Ростовский колледж искусств»), технологии, русскому языку, физике, математике, информатике. Детям на сменах обеспечено круглосуточное проживание, питание, профильная, междисциплинарная и культурная программы.

Детей отбирают по прозрачным критериям с опорой на реальные достижения по выбранному направлению.

В течение года запланировано проведение 12 смен, число участников — 552.

Помимо профильных смен, в летний период ведется обучение по 25 дополнительным общеразвивающим образовательным программам в очной форме и очной форме с применением дистанционных образовательных технологий.

Учебные занятия по дополнительным общеразвивающим образовательным программам проводятся в соответствии с учебным расписанием как в аудиториях центра, так и на территориях вузов партнеров (в очном и дистанционном форматах).

Центр проводит большое количество региональных мероприятий. Среди них — мастер-классы в рамках проекта «Мобильный тьютор», направленного на популяризацию олимпиадного движения среди обучающихся Ростовской области и подготовку к Всероссийской олимпиаде школьников. За лето проведено 8 мастер-классов для 436 обучающихся.

В летних мероприятиях также задействованы и маленькие жители региона. Для них проводится онлайн-викторина «Открывашка», ставшая лауреатом Всероссийского конкурса «ПРОметод». Онлайн-викторина для старшеклассников по мотивам популярной игры «Своя игра» также пользуется особой популярностью именно в каникулярный период. С июня 2021 года в ней смогли поучаствовать 46 человек.

Со всей актуальной информацией об отборах, сроках его проведения, а также с Положением о зачислении на программы и информацией о мероприятиях Центра можно ознакомиться на официальном сайте учреждения: https://stupeni-uspeha.ru/.

IT-шники отдыхают, работая

— Работает ли летом такая структура донского допобразования, как «IT-куб». Открылся ли обещанный «IT-куб» в Волгодонске и какие донские города — на очереди?

— В июне 2021 года 745 обучающихся прошли обучение по 12 летним модулям дополнительных общеразвивающих программ.

В рамках сотрудничества центра цифрового образования детей «IT-куб», ООО «КЗ «Ростсельмаш», АНО «ФИРОН», РГЭУ (РИНХ), Южного университета (ИУБиП) в период с 14 по 28 июня проведена летняя профильная смена «IT — Camp». В течение 14 дней под руководством педагогов центра Дворца творчества и преподавателей РГЭУ (РИНХ), Южного университета (ИУБиП) 30 ребят в возрасте 12 — 16 лет учились самостоятельно решать задачи в различных областях информационных технологий, расширяли свои знания в области компьютерной техники, робототехники и компьютерного дизайна, конструирования и программирования, принимали участие в квестах, тренингах, мастер-классах. По завершению профильной смены все ребята получили сертификаты.

В данный момент на сайте Центра «IT-куб» (http://itcube61.ru/) ведется набор обучающихся на будущий учебный год по 6 направлениям. Новым направлением в 2021/2022 учебном году станет программа «Интернет — вещей», основной задачей которой является научить детей проектировать автоматизацию устройств между собой и окружающим миром без участия человека.

Кроме того, в 2021/2022 учебном году новым региональным партнером центра «IT-куб» станет ПАО «Сбербанк».

Центр цифрового образования «IT-куб» в г. Волгодонске откроется в сентябре 2022 года. В 2023 году запланировано открытие аналогичных центров в городах Батайске, Шахтах, Азове, Новочеркасске, Таганроге, Гукове.

— Развитие IT-отрасли — это замечательно, но работают ли самые привычные и родителям кружки по судо- и авиамоделированию? Есть ли успехи у юных конструкторов авиамоделей и моделей судов?

— В Ростовской области функционируют 24 учреждения дополнительного образования технической направленности, в которых продолжают работать традиционные объединения по судо- и авиамоделированию. В них занимается около 3000 учащихся. Ежегодно в области проводятся соревнования по техническим видам спорта, в том числе 6 соревнований по авиамоделированию и 5 по судомоделированию.

Зрелищные соревнования проходят в классах моделей-копий самолетов, где выставляются модели времен Отечественной войны и сегодняшних дней. Скоростные модели развивают скорость свыше 200 км в час. Ежегодно в авиамодельных соревнованиях принимают участие почти 200 учащихся.

Не отстает по популярности в Ростовской области и судомодельный спорт. В соревнованиях по судомоделизму ежегодно участвует около 300 учащихся. Соревнования проходят как в закрытых специализированных бассейнах, так и на открытой воде, что позволяет проводить такие мероприятия практически круглый год. Учащиеся представляют на конкурсы модели радиоуправляемых кораблей, подводных лодок. В отличие от авиамоделизма, здесь практически все модели являются копиями настоящих кораблей, различаются только размерами и типом двигателя.

Кроме спортивно-технических соревнований для юных авиа- и судомоделистов проходит множество конкурсов, выставок различного уровня, где учащиеся также могут показать свое мастерство.

Например, Олег Новиков из Областного центра технического творчества учащихся в прошлом году занял 1 место во Всероссийской конференции «Юные техники и изобретатели», проводимой в Государственной Думе Российской Федерации, с проектом «Аэротакси» и награжден путевкой во всероссийский детский лагерь «Артек».

В марте этого года юный конструктор из Областного центра технического творчества учащихся Дмитрий Еременко награжден дипломом за представленный проект «Трехвинтовое летающее крыло» по итогам международного фестиваля детского и молодежного научно-технического творчества «ОТ ВИНТА».

Команда учащихся Областного центра технического творчества учащихся заняла 2 место во Всероссийском аэрокосмическом ХАКАТОНе и сейчас приглашена для участия в международном авиасалоне МАКС-21 в Жуковском.

Деньги пойдут за детьми

— Стали ли учреждения допобразования Дона ближе к школам или школам или самим приходится организовывать все возможные кружки и секции по интересам?

— Для достижения нового качества образовательных результатов обучающихся (одна из национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года, обозначенная президентом Российской Федерации в Указе от 21.07.2020 № 474) в Ростовской области используется модель интеграции дополнительного и основного образования, в том числе модель «Школа полного дня». Таким образом, в школах Ростовской области организованы свыше 13 тысяч кружков и секций.

— Что нового ожидает систему дополнительного образования области в будущем учебном году?

— В новом учебном году продолжится работа по расширению спектра услуг дополнительного образования.

Вместе с этим, начнем подготовку к внедрению в 2023 году в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей Ростовской области, которая позволит обеспечить свободный выбор ребенком и его семьей любой дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой на территории проживания в пределах территории Ростовской области, путем получения и использования сертификата на обучение по дополнительным общеобразовательным программам. То есть с сентября 2023 года будет внедрена системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.

Читайте также...