Гражданский заказ на образование
На этой неделе в Ростове-на-Дону обсуждали будущее наших школ. Оно обещало быть трудным, но интересным.
Если регион хочет получать весомую поддержку на развитие своего образовательного комплекса из федерального бюджета, он будет участвовать в 2007 году в новом конкурсе в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Речь идет не просто о финансовой поддержке на улучшение материальной базы. Главное сегодня и завтра — изменения системные, ибо следование прежним нормам нынче уже перестает давать ожидаемые результаты. Обсуждению связанного с этим комплекса проблем и был посвящен экспертно-аналитический семинар «Комплексное развитие региональной системы образования». Его организаторами выступили администрация Ростовской области, министерство общего и профессионального образования области, Институт проблем образовательной политики «Эврика».
Одной из главных тем дискуссий оказалась новая система оплаты труда. На нее с первого января 2007 года переходят учреждения образования областного подчинения. Среди них — 92 профессионально-технических училищ и лицеев, 16 колледжей и техникумов, 44 детских дома, пять учреждений дополнительного образования. Муниципалитетам также рекомендовано создать свою нормативную базу с тем, чтобы на эту систему оплаты труда перешли муниципальные школы. Скорее всего, многие успеют это сделать также к началу 2007 года.
Главное в новой системе следующее: фонд оплаты труда делится на базовую и стимулирующую части. В зависимости от типа учреждения последняя составит от 10 до 25 процентов от фонда оплаты труда. С базовой все понятно: это оплата всех видов деятельности педагога. Стимулирующая часть должна служить поощрением хорошей работы. А как оценить результат работы педагога? По каким критериям? Естественно, по успехам его учеников. Но одно дело, когда ученик заучит даты и «выдаст» их на уроке истории, а на уроке литературы бойко перечислит поэтов Серебряного века. Другое дело, когда он научится разбираться в сложностях культурных процессов того же ХХ века. Предполагается, к определению размеров стимулирующей части зарплаты учителя подключатся профсоюз, участвующий в новой системе аттестации, и школьные советы, в которые войдут представители родительских, профессиональных педагогических объединений, объединений бизнес-структур. Желательны здесь и представители молодежных организаций, а также тех институтов гражданского общества, которые заинтересованы в качественном образовании подрастающего поколения. С этими школьными советами — пока в стране заминка. Ожидалось, что у тех школ, которые выиграли по миллиону рублей в федеральном конкурсе этого года в рамках национального проекта, эти советы уже активно работают. Однако на деле все оказалось не так хорошо, как на бумаге, хотя именно этим организациям в будущем отводится решающая роль в развитии учреждения образования.
Прообразом их служат родительские комитеты, но в данном случае речь уже пойдет не просто об учете пожеланий родителей Советы будут обсуждать направления развития школы и также варианты распределения выделенных средств, в том числе — и той самой стимулирующей части зарплаты. То есть, эти образования становятся переговорной площадкой между администрацией школы, экспертами, которые предложат те самые направления развития, и обществом, которое через гражданские институты сформулирует свои запросы на образование. Нечто подобное уже действует в Тюмени. Риски, естественно, существуют. Наши педагоги привыкли к равенству в своей бедности. Сама возможность получения грантов лучшими педагогами в 2006 году вызвала некое напряжение в педагогическом сообществе. Гражданской войны в школах не случилось, но жертвы на нравственном фронте были. Нельзя не брать во внимание и следующее: около 30 процентов учителей оценивающие их ученики и родители отнесли к людям с низким профессиональным уровнем. Таковы данные социологических исследований. Еще одна опасность: не оголятся ли вообще фланги образовательного «фронта» из-за столь резкой дифференциации в оплате?…
Не меньший интерес вызвал вопрос о нормативном подушевом финансировании школ. Сразу оговоримся: этот вопрос — из завтрашнего дня. Сейчас специалисты министерства общего и профессионального образования области просчитывают все варианты. Но, как заверила корреспондента «Молота» ректор областного института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Сарра Хлебунова, ухудшения положения малочисленных школ (не путать с почти уже исчезнувшими малокомплектными!) не случится. Действительно, чем виновата та же Пухляковская общеобразовательная школа, что в ней сейчас обучаются 119 учеников?! Если применить к ней нормы, о которых говорили приехавшие москвичи, то ее будущее незавидно. Однако в области думают иначе. В ремонт и оборудование здания, где под одной крышей сейчас расположены общеобразовательное учреждение, детский сад и школа искусств, зайдешь — душа радуется. И будущее у этого образовательного комплекса, надо думать есть — и замечательное. Может быть, узнав состояние дел на местах, и скорректировали позиции будущего документа о финансировании школ московские аналитики, о чем о доложат они на заседании межведомственной группы 21 декабря в Москве.
Третьего ноября Президент РФ подписал закон «Об автономных учреждениях». Сколько школ в Ростовской области собираются ими стать, пока неизвестно. Но, как заявил корреспонденту «Молота» возглавляющий областную профсоюзную организацию работников образования и науки Николай Хекало, он знает немало школ в области, которые по нормам, прописанным в этом законе, работали задолго до его появления. Но средства, которые они зарабатывали, использовать в свое благо им было более чем затруднительно.
Все эти изменения в региональных системах образования – новая система оплаты труда, нормативное подушевое финансирование, система оценки качества образования, развитие сети общеобразовательных учреждений, участие общества в управлении образованием — являются основными критериями в отборе субъектов РФ для участия в новом конкурсе в рамках приоритетного национального проекта «Образование», который начнется в 2007 году. Победителей конкурса предположительно будет 20. У Ростовской области есть все основания оказаться в их числе. Но, по словам министра общего и профессионального образования Ростовской области Игоря Гуськова, наш регион вносить системные изменения в свою систему образования будет вне зависимости от того — победим мы в конкурсе или нет.
«Молот», 12 декабря, с.3
Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется С 24.05.2008 и функционирует как архив.