Все бы так начинали!…

Сталин и Мао
Евгений Чарский. И.В.Сталин и Мао Цзе Дун

Увидеть работы донских классиков изобразительного искусства того времени, когда в начале 1950-х они были еще выпускниками ведущего вуза страны — института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина АХ СССР, можно на выставке с названием «Начало пути» в Ростовским областном музее изобразительных искусств. О том, что мастера и в юности своей проявляли недюжинные способности, удалось поговорить со старшим научным сотрудником музея Галиной Головкиной.

По словам Галины Ивановны, выставленные работы поступили в музей благодаря акции института, который дарил региональным музеям дипломные работы уже известных к тому времени мастеров. Эти работы были представлены зрителям в рамках других экспозиций, но на этой выставке решено зрителю обратить внимание именно на начало пути в искусстве известных донских мастеров.

Прогулка вождей

На эту картину невозможно не обратить внимание хотя бы потому, что на ней изображены вожди — «отец народов» и Мао-Цзе-Дун. Не очень популярные сегодня личности, но вот причины, по которым это масштабное полотно нашло свое место на выставке. По словам Галины Головкиной, ее автор, ростовский художник Евгений Гаврилович Чарский перед тем, как учиться в академии, окончил «Грековку» при том, что за плечами у него были фронты Великой Отечественной.

— Не каждому в то время разрешалось писать вождей, — утверждает Галина Ивановна,- но обратите внимание, как деликатно их написал Евгений Гаврилович. Эта прогулка в Кремле происходит ранним утром, когда только розовеет восход. Как хорошо написаны фигуры и также хорошо вписаны они в кремлевский пейзаж. Этой работой Чарский доказал, что он — «картинщик» (речь — о понятии картины как многогранного комплекса), а через два года была написана им картина, изображающая двух стариков, читающих письма — картина, представленная потом на Всесоюзной выставке.

Не только важные персоны

Несомненно обратит внимание зрителей на себя на выставке и «Портрет шофера», который расположен рядом с «Портретом молодого ученого». И если последний более привычен, то водитель, облокотившийся на капот грузовика, приковывает взгляд. Это работы Виталия Золотавина. Художник не просто раскрывает профессию через ее представителя. Он передает состояние человека: его водитель машины свободен и полон достоинства. Работа очень живописна и недаром вынесена на афишу выставки «Начало пути».
Жанровые работы были популярны в 1950-60-е годы. Художники писали детей, молодежь («В цеховой библиотеке» у Владимира Фомина молодые рабочие читают журнал «Крокодил»).

О прошлом

Петр Фомин. Кутузов при Бородино

Другое, не менее масштабное полотно — «Кутузов при Бородино» Петра Фомина, где соединились вместе два таких жанра, как портрет и пейзаж. Картина многофигурная, так что самих портретов, причем известных исторических личностей, молодой художник должен был нарисовать немало.

В начале 1950-х состоялась Всесоюзная выставка дипломных работ выпускников художественных вузов страны, где были представлены выпускные работы из академий художеств всех союзных республик. От Ростовской области на ней и были представлены две работы — Чарского и Фомина, которые можно увидеть на выставке.

Ирина Чарская. Потрет Пантелея Мелихова

В это же время защищали диплом Ирина Чарская своей работой, посвященной «Тихому Дону». Складывается впечатление, что типажи героев, представленные режиссером Герасимовым в своем знаменитом фильме, словно срисованы с рисунков Чарской, появившихся в 1952 году (фильм снят в конце 1950-х). Эта работа получила одобрение Михаила Александровича Шолохова.

А иначе и быть не могло: Ирина Алексеевна прекрасно знала нравы и быт казаков. Ею представлен и макет книги — вплоть до буквиц.

Из графических работ привлекают внимание черно-белые рисунки Василия Звонцова. Он также воевал и в своих зарисовках показывает свое отношение к войне через природу. В мирную жизнь лесов и полей в одном из рисунков врывается огонь «Катюш», в другом — хорошенькие белые домики Германии противопоставлены дыму пожарища. Еще в одной работе дым охватывает маленькую белую церквушку, а рядом в убеленном снегом лесу чернеет столбик могилы похороненного комбата. Сильный антивоенный пафос подан без какого-либо назидания, и, тем не менее, работы производят сильное впечатление.

Познакомиться с выставкой «Начало пути» можно в РОМИИ по адресу — Пушкинская, 115, она будет работать по 11 октября 2021 года.

Читайте также...