Геннадий Шапошников: « Театр должен выходить из заданных себе рамок

Главный режиссер Ростовского академического театра драмы имени М.Горького Геннадий Шапошников

«Живой Ростов» уже писал о планах Ростовского академического театра драмы имени М.Горького на предстоящий сезон, но подробности, с которыми познакомил главный режиссер театра Геннадий Шапошников оказались настолько интересными, что захотелось представить их и другим почитателям драматического искусства.

Дама Пик и свежая кровь

— Первая премьера сезона — пушкинская «Пиковая дама». Чем удивлять будете?
— Декорация будет динамической, все будет вращаться, и там только «лампочкой Ильича» свет не сделаешь. Но не буду предвосхищать события — в постановке есть и Пушкин, и мотивы оперы Чайковского, но музыка — это не аранжировка произведения Петра Ильича. Это оригинальная музыка питерского композитора Алексея Крашенинникова. В спектакле занята практически вся труппа.
— Летом вы набрали курс — специально для «горьковского» театра при поддержке области. Возникла необходимость влить свежую кровь в труппу?
— Эти замечательные ребята сейчас учатся в Театральном институте имени Щукина: их 14 человек, из которых три режиссера. Воспитываться они будут специально для театра, но это не значит, что мы их всех возьмем, возможно, поделимся с другими театрами. Но это произойдет через четыре года обучения артистов, и пять — у режиссеров. Это история стратегическая, нацеленная на повышение художественной составляющей, прежде всего, нашего театра: молодежи маловато.

Плюс фестиваль Достоевского

— Что еще ждет театр в этом году?
— В ноябре — 200-летний юбилей Федора Михайловича Достоевского. В области есть театры, которые к его творчеству прикоснулись, в том числе и наш театр со «Селом Степанчиковым». И есть предложение сделать небольшой фестиваль донских театров, посвященный этому классику (спектакли они будут играть на своих сценах), с круглым столом по его окончанию.
— А как насчет планов, посвященных «Преступлению и наказанию»?
Этот большой проект, который покажет: театр должен выходить из заданных себе рамок. Ко мне пришел петербургский композитор Алексей Крашенников, автор музыки к «Пиковой даме» со своей идеей об опере «Преступление и наказание» — опере, в которой нет солистов. Он пишет хоровую оперу. На сцене это будет опера-драма. Постановка ее перейдет в следующий сезон.

Не Экспериментальная, а Третья

— Мы собираемся открыть Третью сцену: если вы помните, у театра есть помещение, которое называлось Экспериментальной сценой. Но до него нелегко добраться, и оно стояло некоторое время в запустении. В театре сейчас такая практика: актеры показывают самостоятельные работы на конкурсе под девизом «Моя несыгранная роль». Одной из лучших на прошлогоднем конкурсе стала заявка Вячеслава Огира сделать спектакль по произведению Ибсена. «Женщина-Море» будет называться эта история.
— А почему вы меняете название сцены — с «Экспериментальной» на «Третью»?
— Дело в том, что слово «эксперимент» не отражает концепцию новой сцены. Мы не экспериментируем, мы уже нашли, уже выбрали некоторые направления, которые на «Третьей сцене» хотим реализовать. Да, там будет и новая драматургия, но она должна оказаться достойной нашей площадки. Но есть такие пьесы, которые не «прокричишь» на Малой сцене (в Москве такие сцены считаются большими — там 400 мест). На такой сцене Ибсен, может быть, и не будет услышан — не то, что на расстоянии метра. Это воспитывает и артиста, и зрителя, и дает много плюсов художественных и человеческих. Есть договоренность и со студентами-режиссерами из ГИТИСа, которые будут учиться работать с современной драмой на базе академического театра именно на Третьей сцене.
На Малой и на Большой сценах будет воплощаться проект, который мы назвали «Театральный бульвар»: так был поставлен спектакль «Приличные девушки» на Большой сцене, здесь же Богдан Петканин представит комедию Рея Куни «Плохие парни».

Три плюс один

— На Большой сцене идет трилогия по произведениям донских писателей — «Тихий Дон», «Цыган» и «Матерь человеческая». И есть идея сделать еще одно произведение — где все, что происходит, имеет непосредственное отношение к Дону — «Слово о полку Игореве». Хочется, чтобы это было мощное эпическое полотно, музыку уже написал Алексей Шелыгин.
— И все-таки — как насчет появление на горьковской сцене современной пьесы?
— Я читаю много пьес современных авторов: недавно из 120 пьес, которые мне нужно было прочесть и выбрать десять, я с трудом выбрал одну. Очень сложно найти нечто достойное. Но поиски продолжаются. Театр жив современной пьесой: Станиславский ставил Горького и Чехова, которые были его современниками. Главное, чтобы в пьесе была поставлена современная проблема — и в новой форме.

Читайте также...