«Вишневый сад» в Таганроге: уходящая натура
В репертуар Таганрогского театра имени А.П.Чехова вернулся «Вишневый сад». Режиссер из Вологды Зураб Нанобашвили поставил спектакль по одноименной комедии А.П.Чехова про «уходящую натуру», что – неудивительно. Почти все чеховские спектакли в Таганроге – про это: а какими им еще быть на родине драматурга?!…
Некуда возвращаться Раневской (Татьяна Шабалтас). Сад продан, и даже разговаривать с приобретшим его Лопахиным (заслуженный артист РФ Сергей Герт) она не будет. Только обнимет Аню (Светлана Косуьникова) и горько-обреченно воскликнет про бабушкины деньги, которые едет прожигать в Париж. Почему-то очень жаль эту барыньку, в которой, несмотря ни на что, есть тот стержень, который не позволит ей сломаться. «Такая уж я!» – скажет она, подав золотой прохожему, и улыбнется на замечание Вари (Марина Дрень) о своей непрактичности. Таков же и ее брат: Гаев у заслуженного артиста РФ Александра Топольскова, несмотря на суету, он напоминает игрушку из детской – мягкую и пушистую.
Но и сам победитель, словно не веря своему счастью, после приобретения имения выглядит как-то неубедительно. Хорошие костюмы хоть и сидят на Ермолае Алексеевиче, будто он родился в них, а не «в лаптях», но он тоже – уходящая натура, что, кажется, понимает сам. Совет Пети (Анатолий Малыгин) не размахивать руками – не для него. Ну, есть у него деньги, много денег – а что с ними делать: ведь даже нищий студент не берет у него взаймы.
Камертоном бесприютности всех персонажей в спектакле – Шарлотта (Наталья Башлыкова). Фейерверк фокусов, как бы сказали сегодня, искупал ее в аплодисментах – и все! Дальше жизнь – никому, как выясняется, ненужная.
Но уж кто не является уходящей натурой в этом спектакле, так это лакей Яша – весьма неожиданная роль для «вечного любовника» таганрогской сцены Максима Кушникова. Привыкший брать все, что захочет, он не стесняется в средствах: и Дуняшу (Ирина Савченко) в шкаф затащит, и шампанское Лопахина вылакает – именно вылакает, держа при этом на плечах чемодан-шкаф. поминутно замечая, что оно – не настоящее.
Есть в спектакле мизансцена, когда все герои выходят на авансцену и смотрят в зал. Они смотрят на нас, там сидящих, словно говорят: запомните нас, не столь уж плохими мы были. Это, правда, не из комедии – жанра, который Чехов приписал «Вишневому саду». Что ж, великий драматург должен смириться с тем, что тоска в России по ушедшему вечна.
Театры Ростова
Ростовский областной академический молодежный театр (ТЮЗ)
Ростовский музыкальный театр
Ростовский академический театр им М Горького
Новошахтинский драматический театр
Ростовский Театр Кукол