Археологический детектив

Фрагмент найденного кратера с богиней Никой

Археолога порой называют детективом, опоздавшим на место преступления на пару тысяч лет. Действительно, нужно обладать большими знаниями и даже интуицией, чтобы определить, кто же изображен на кратере, которым пользовались для распития разбавленного вина люди, проживавшие много веков назад в том поселении, которое мы сегодня называем Елизаветовским городищем. В ходе фестиваля «Включай ЭКОлогику!» ДГТУ о том, как ученые распознавали одну из находок, слушателям рассказала преподаватель кафедры «Археология и история культуры» ДГТУ, младший научный сотрудник лаборатории археологии ЮНЦ РАН Анастасия Русакова.

Городище

Есть на Дону памятник, который появился раньше Танаиса — с похожей структурой и отчасти похожей судьбой. Это Елизаветовское городище, которое было основано в пятом веке до нашей эры и погибло в 70-х года третьего века до нашей эры — примерно в то же время, в какое и возникает Танаис.

Изначально городище было памятником скифским, рассказала Анастасия Александровна. Но в четвертом веке здесь появляется греческий квартал. Что неудивительно, потому что, начиная с седьмого века до нашей эры, на Крымском полуострове и на Тамани существовали греческие колонии, ставшие Боспорским царством, греко-варварским государственным образованием.

На городище раскопан храмовый комплекс и могильник этого поселения, известный под названием «Пять братьев». Замечательные находки, сделанные при раскопках этого могильника, в частности, золотой горит, можно видеть в Золотой кладовой Ростовского областного музея краеведения.

К сожалению, для музеефикации такого значимого памятника, как Елизаветовское городище не хватает к нему внимания государства, вздыхает Анастасия Русакова. Но исследования с обнаружением интереснейших находок только начинаются, чему свидетельствует настоящий «археологический детектив», связанный с определением личности одной крылатой дамы, которая изображена на кратере, найденном несколько лет назад.

Кратер

Тогда были обнаружены фрагменты краснофигурного кратера афинского производства. Там была нарисована женщина, которая едет в колеснице, запряженной четверкой лошадей. Греки наладили производство большого количество разнообразных сосудов. И каждый из них имел свое назначение и название. Кратер являлся емкостью для смешения вина и воды. Греки употребляли вино в разбавленном виде: часть вина, три — воды. Такая смесь была для них повседневным напитком для утоления жажды. Опьянеть от него было нельзя, само же вино являлось антисептиком, которое в известной степени стерилизовало воду.

Обломки кратера были склеены, зарисованы. Отчет об этом был представлен в соответствующие органы. Но вопрос о том, кто эта женщина, правящая колесницей, оставался открытым. И почему кратер именно с этим изображением был обнаружен там, где проживали преимущественно скифы? Так началось это расследование.

Кто эта женщина

Дама имела крылья, что сразу намекало на какое-то божество. А крылатых греческих богинь не так много: это Ника, богиня победы, Ирида, богиня радуги, Эос, богиня радуги и Немезида, богиня возмездия.
Изображение Ириды действительно представляет собой крылатую женщину, но в данном случае отсутствуют присущий ей атрибут — кадуцей, жезл глашатая. С таким же жезлом изображался Гермес, доносивший до всех волю Зевса. Ту же роль посланницы, но уже при супруге Зевса, богине Гере, исполняла Ирида. Она ассоциируется с радугой, так как греки верили: если на небе появляется радуга, то это след данной богини. Но она никогда не управляла колесницей, поскольку быстро передвигалась сама.

Богиня возмездия Немезида также имеет крылья и известно, что путешествовала она на колеснице, причем часто в колесницу запряжены не кони, а грифоны — мифологические существа с телом льва и головой и крыльями орла. В руке у Немезиды уздечка, направляющая правосудие, и весы, а также меч. Наша дама этих атрибутов не имела.

Богиня Эос действительно управляет колесницей, запряженной лошадьми, которая утром появляется из морской пучины и возвещает начало нового дня. Однако когда Эос управляет колесницей, исполняя свои обязанности, она часто изображается без крыльев, а лошади — крылатыми с изображением водной глади под них копытами.

Последняя претендентка — Ника, богиня победы. Одна деталь на кратере говорит в ее пользу: по обломку видно, что колесница приближается к столбу с треножником. А в древней Греции — это символ победы. Одно не очень приятное событие убедило археологов в их правоте: на частном интернет-аукционе был выставлен на продаже обломок сосуда, который безошибочно можно было отнести к найденному кратеру: на нем действительно изображена тренога. Так что, хоть и с помощью тех, кто всегда добирается до плохо охраняемого, удалось установить, что на кратере действительно изображена богиня победы Ника.

Кто владелец

Так кому же мог принадлежать кратер — греку или варвару? Геродот, описывая скифов, рассказывает про ежегодный скифский праздник, где из кратера наливали вино тому, что убил хотя бы одного врага. А кто убил много врагов — сразу из двух. Остальные трезвые скромненько сидели в сторонке. Так что в ритуальных целях кратеры могли употребляться и скифами.

Но Геродот писал об обычаях пятого века до нашей эры, а время существования Елизаветовского городища — третий век до нашей эры. За эти века скифы эллинизировались и также могли пить вино разбавленным. Или, поскольку сосуд был найден рядом с греческим святилищем, мы считаем, что им пользовались греческие торговцы, которые приходили к этому святилищу, закончила свой рассказ Анастасия Русакова.

Читайте также...

Яндекс.Метрика