100 мест: Лендворец

Здание Лендворца, Ростов-на-Дону

Здание Лендворца, 1990-е годы

Его и сегодня видно издалека – серая башня, мощные колонны. Он – такой же основательный, как нынешний его владелец – Северо-Кавказская железная дорога. История его появления на свет полна драматизма.

В начале 1924 года по инициативе рабочих Ленмастерских и Дорпрофсоза был поставлен вопрос об увековечивании памяти В.И.Ленина созданием Дворца Труда в Ленгородке. Место для строительства было выбрано весьма стесненное – на площади Темерницкого базара.

После перебора многочисленных проектов (отклонения одних, видоизменения других) специальная Комиссия остановила свой выбор на проекте, разработанном гражданским инженером М.Н.Кондратьевым и архитектором А. Маркеловым. Дворец должен был являть собой контраст вытянутого по горизонтали основного объема здания и вертикали башни. А она представляла собой мощный, сужающийся кверху объем, закрученный по спирали монументальной лестницей, ее обрамляющей. Кандидат архитектуры Артур Токарев считает этот проект уникальным для ростовской архитектуры 20-х годов примером символического романтизма. Работающие в этом направлении зодчие стремились тогда в облике здания отразить «революционный порыв масс и динамику общественной жизни».

Лендворец, архитекторы М.Н.Кондратьев, А. Маркелов, Л.Ф.Эберг

Здание Лендворца до 1941 года, архитекторы М.Н.Кондратьев, А. Маркелов, Л.Ф.Эберг

К строительству приступили, не имея подробно разработанного проекта, плана организации работ и предварительной сметы. В ходе работ приходилось (и не один раз!) менять ориентацию главного фасада, переносить вспомогательные постройки. В предполагаемых сроках строительства, постоянно изменяя и дорабатывая проект, ошиблись на целый сезон. Стремление Кондратьева отстоять свое видение будущего Дворца Труда не находит понимания. Принимается решение при сохранении полезной площади отказаться от «излишеств» в виде наружных лестниц и так далее. Судя по всему, известный своей бескомпромиссностью Кондратьев отходит от дел. И разработку проекта параллельно с идущей стройкой заканчивает ростовский архитектор Л.Ф.Эберг. Ему предстояло сделать и третий, окончательный вариант проекта, который был утвержден вместе с окончанием строительства.
Самые большие изменения произошли с башней: она получилась в виде вытянутого объема – ничуть не напоминающей свой спиралевидный прототип.

После Великой Отечественной полуразрушенное здание было восстановлено, но при сохранении состава и расположения помещений внешний вид его претерпел изменения. Тогда «носили» уже другое.

Оставить комментарий

Your email is never published nor shared.

Ваш комментарий появится после того,
как пройдет премодерацию.