Гражданский инженер Кондратьев
Его архитектурные творения в Ростове-на-Дону известны всем и каждому – Лендворец, жилой комплекс на Буденновском проспекте, комплекс жилых домов кооператива «Новый Быт» на углу улицы Суворова и проспекта Соколова. Без этих зданий невозможно представить нынешний Ростов. Но имени автора их проектов не знает практически никто. А между тем Михаил Николаевич Кондратьев – ростовчанин. Он родился седьмого января 1878 года в семье потомственного дворянина, статского советника Николая Кондратьева и жены его Евдокии.
Узнать данные о семье Михаила Николаевича помог следующий факт: в ростовском Петровском реальном училище он учился в одном классе с Петром Врангелем, в 1919-м – генерал-лейтенантом, главнокомандующим Вооруженными Силами Юга России. Из церковных книг удалось узнать и о других членах семьи Кондратьевых – сестре Елене и брате Павле.
Окончив Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров, Михаил Николаевич начинает строить в тогдашней российской столице. Самая первая и самая известная здесь его постройка – дом № 35 на Таврической улице, в истории культуры Санкт-Петербурга известный как «Дом с башней». В этой башне находилась квартира поэта Вячеслава Иванова, где собирался в 1905-1912 годах весь цвет российской культуры, а построил этот дом уроженец Ростова, которому-то и было тогда… 26 лет.
Вернувшись в Ростов, он занимается гражданским строительством, в частности, по поручению управы возведением Городского дома (здание пединститута). «Приазовский край» называет его в 1913 году «городским архитектором». После 1920 года его дела вроде бы также неплохи: в 1927 году Кондратьев — заведующий тех-производственным отделом треста Донской строительной коммунальной конторы. Но как в былые времена, так и в советские бескомпромиссность Кондратьева в профессиональных вопросах вызывает неприязнь: его отстраняют от строительства Лендворца, доводит до конца возведение «Нового быта» также его друг – архитектор Леонид Эберг. Обвинения в непонимании задач нового строя, доходящие до обвинения в растратах, да и дворянское происхождение в 1930-х дали повод для ареста. Остаются невоплощенными проект школы в Красном городе-саде, проект многоэтажного жилого дома «Кооперативная смычка строителей».
Обнаружить «дело Кондратьева» не удалось, судя по всему, его и не было. Выпустили Михаила Николаевича из стен НКВД уже сломанным человеком. Его могила находится в Ташкенте, куда после фашистской оккупации Ростова он уехал в эвакуацию.