Итоги и проблемы ЕГЭ в донских школах и ВУЗах

В Ростовской области подвели итоги проведения Единого государственного экзамена в штатном режиме. Впрочем, окончательные итоги станут известны после сегодняшнего дня – 4 августа, когда абитуриенты должны окончательно определиться с выбором вуза. Ведь целью ЕГЭ и было объединить выпускные экзамены в школе и приемные – в вузе.

Пока ректоры вузов пребывают в растерянности – так напряженно приемные комиссии еще не работали никогда. Дело в том, что, используя право на подачу копий документов одновременно не в одно учебное заведение, выпускники буквально забросали ими многие приемные комиссии. В министерстве общего и профессионального образования в помощь вузам была создана рабочая группа. Она разработала программный продукт, с помощью которого создана база данных абитуриентов, поступающих в вузы Ростовской области. Только так, с помощью программного обеспечения, можно было увидеть приемной комиссии вуза, в какое количество других вузов сдал копии документов абитуриент, который у них числится. Но это лишь слабая попытка преодолеть неразбериху, считает министр общего и профессионального образования Игорь Гуськов. По мнению Игоря Александровича, на будущий год Правила приема в вузы должны быть изменены. Этот вопрос будет обсуждаться на заседании Государственной экзаменационной комиссии и Совета ректоров Ростовской области. Свои предложения чиновники министерства и главы донских вузов направят в Министерство науки и образования РФ.

А проведенный в штатном режиме ЕГЭ выявил – помимо вышеуказанного желания во что бы то ни стало попасть в вуз – немало интересного в менталитете как нынешних выпускников, так и педагогов. И данные эти корректны, так как в двух «волнах» ЕГЭ обязаны были принять участие практически все покидающие школу в 2009 году. Исключение составили 303 человека, по состоянию здоровья имеющие право выбора на форму проверки своих знаний.

По словам Надежды Толстик, возглавляющей региональную службу по надзору и контролю в сфере образования, средний балл при сдаче «обязательной» математики на первой волне составил 44, 2, что выше среднероссийского балла (42,9). В июле, то есть, при сдачи ЕГЭ по математике в вузах, он оказался значительно ниже – 28, 72. Не сдавших этот экзамен абитуриентов, то есть, не набравших минимальное количество баллов оказалось 26,4 процентов. Этот результат сопоставим с данными ЕГЭ прошлого и позапрошлого года, что неудивительно: ведь сдавали ЕГЭ в вузах в большинстве выпускники этих лет. То есть, оценка ЕГЭ, считает Надежда Владимировна, все-таки независима и достаточно объективна.

Практически половина выпускников выбрали для сдачи обществознание и сдали его очень неплохо как в мае-июне, так и в июле со средним баллом 57,3 и 50,27 соответственно. Следующей по привлекательности оказалась физика, которую сдавали более шести тысяч выпускников. Четверть из них предполагали пойти в вуз для получения технической специальности. Далее интересы выпускников распределились так: история, биология, химия, информатика, английский язык, литература.

940 выпускников школ Ростовской области не получили аттестаты: из них не смогли сдать два обязательных экзамена 576. Даже пересдача не помогла получить минимальные количества баллов по русскому языку 109 выпускникам, по математике – 255.

Как в министерстве, так и в Ростобрнадзоре не считают этот результат трагичным. Ведь и в прошлые годы, не все, кто приходил в 10 класс, оканчивали среднюю школу. «Мы проанализируем эти данные за несколько лет, – пообещала Надежда Владимировна. – Мы сравним статистику по муниципалитетам и школам за разные годы».

Эти 940 неполученных аттестатов должны дать повод задуматься тем, кто просто посещает школу, но не учится. Если станет известно, что впереди такое серьезное испытание, то неуспевающий ученик должен понять, что ему лучше после девяти классов пойти в профессиональное училище и получить профессию. Что, кстати, смогут сделать не получившие аттестат выпускники, имея на руках свидетельство об окончании девяти классов. То есть, считает Надежда Толстик, у нас пока отсутствует рациональный подход к затратам на получение образования.

По данным областного минобра, из 940 выпускников, не получивших аттестаты, 65 процентов – это выпускники вечерних школ. Как считает министр Игорь Гуськов, ЕГЭ при его недостатках имеет один несомненный плюс – он дает реальную картину качества образования в школах. «Мы знали слабые места в системе образования и раньше, но в этом году многие выпускники вечерних школ открыто и публично продемонстрировали во время экзаменов неспособность подтвердить необходимый уровень знаний. Для нас – это повод для глубокого анализа работы каждой из вечерних школ. ЕГЭ дает нам повод для принятия управленческих решений – по каждой школе и по каждому учителю. В августе с муниципалитетами мы обсудим это на августовском педсовете» – заявил «Молоту» министр.