100 мест: Железнодорожный модерн

Здание Управления Владикавказской (ныне – Северо-Кавказской) железной дороги, архитектор Вальтер, 1913 г., Ростов-на-Дону, фото Веры Волошиновой

Вид с ул. Большой Садовой

Здание Управления Владикавказской (ныне – Северо-Кавказской) железной дороги расположено в восточной части Театральной площади Ростова. Это единственное здание железнодорожного управления, возведенное в предреволюционные годы на юге России; его фасады, оформленные в стиле «железнодорожного модерна», также редки для южного региона.

Для строительства здания Управления железной на западной окраине Нахичевани-на-Дону был приобретен участок рядом с Александровским садом. По результатам архитектурного конкурса из 27 представленных проектов для дальнейшей разработки выбрали проект архитектора Вальтера. Составление рабочих чертежей, смет, а также производство работ поручили гражданскому инженеру Буткову.

Строить здание начали в июле 1911 года, в основном, завершили к концу 1913 года.
Стиль, выбранный для оформления фасадов, был характерен для облика пристанционных зданий Европы и потому в просторечии его называли «железнодорожным модерном». На фасадах ростовского Управления среди иных архитектурных деталей представлены рельефные эмблемы Владикавказской железной дороги, символы железных дорог России, даты строительства Управления.
С возведением здания Управления началось формирование у нахичеванской межи новой городской площади, небывалого в истории обеих городов масштаба и облика.

Здание Управления Владикавказской (ныне – Северо-Кавказской) железной дороги, архитектор Вальтер, 1913 г., Ростов-на-Дону, фото Веры Волошиновой

Деталь фасада

В середине 1920-х в здании Управления разместился Округ путей сообщения Северо-Кавказской железной дороги; в середине 1930-х – Управление Ворошиловской железной дороги, через несколько лет переименованное в Управление Северо-Кавказской железной дороги.
В годы Великой Отечественной войны пожар уничтожил крышу, стропила, аттики, окна, двери. Послевоенный ремонт проходил в 1948-49 годы. После него здание продолжало использоваться по первоначальному назначению.

В начале 2000-х выполнен ремонт фасадов, который вернул зданию ряд самобытных архитектурных деталей.