К дню печати: Каково общество – такова и журналистика

Накануне Дня российской печати «Молот» обратился к коллегам с просьбой оценить состояние нынешней региональной журналистики и перспективы ее развития. Ответы не заставили себя ждать. Диагноз, поставленный авторитетными людьми, не очень утешителен. Но, главное, выявить все признаки «болезни»: «лечить» ее в таком случае гораздо легче.

Известнейший на Дону журналист, бывший собственный корреспондент «Литературной газеты», создатель издательского дома «Крестьянин» Владимир Фомин:

— Как я понял, вопрос не о журналистике вообще, а о печатных изданиях. Но и здесь – полное разнообразие. Есть глянцевая бесплатная пресса, развлекательные, откровенно желтые газеты и журналы, а есть общественно-политические издания.

Если говорить о них на региональном уровне, целесообразно, наверное, исключить из этой категории вкладки федеральных изданий в «Аргументах и фактах», «Известиях», «Коммерсанте» и так далее Что имеем в остатке? В основном, газеты администраций областного и районного уровней (независимых изданий единицы). Состояние этой журналистики, мягко говоря, желает лучшего. Резко снизился уровень критики, даже по сравнению с печатью советских времён. Редко встретишь аналитические материалы, журналистские расследования. Исчезли, как жанр, очерки, но это беда не только региональной печати.

Особенно в тяжелом положении после муниципализации оказалась районная печать. Коллегам этого звена, кстати, по тиражам превосходящего все остальные, можно искренне посочувствовать. Какой остроты, творческого полёта можно ждать от журналистов, которые оказались в ранге чиновников муниципального унитарного предприятия? Сменяется глава района – меняется и редактор.
Перспективы региональной журналистики те же, что и у федеральной. Должны быть законодательно созданы условия для нормального функционирования всех средств массовой информации. Пока медиа зависят от власти или от олигархов, не будет у нас общественно-активной, свободной, а, значит, и интересной для читателей печати.

Главный редактор общественно-политической газеты «Победа» Аксайского района Наталья Лукина:
— Особенность современной региональной журналистики — ее тесная взаимосвязь с развитием региона, активное участие, прежде всего, в его деловой жизни. Так, я знаю, что все «районки», и наша, конечно же, не исключение, проводят акции в поддержку малого бизнеса. В 2010 году мы хотим стать «газетой для всех». Но основная задача – растить своего читателя, приучать молодежь читать газету с детского возраста. Прошедший год был Годом молодежи, и нам удалось активно посотрудничать с юнкоровским движением.

Еще одна современная тенденция – значительно изменился облик газет, чей дизайн вышел на новый уровень, а значит, что самое издание поднялось на новый уровень. И самое главное в ушедшем трудном году заключалось в том, что сохранились практически все творческие коллективы редакций, которым хочется пожелать творческих успехов.

Директор регионального представительства «Аргументы и факты» Иван Селедцов:
— К сожалению, на мой взгляд, последние 20 лет истории нашей журналистики это история разбазаривания и потерь — традиций, опыта, профессионализма… Виноваты в этом не только журналисты, но и само общество. Правда, справедливость, на отстаивании которых зиждилась наша традиционная печать, оказались ни кому не нужны. Как результат — в журналистике исчезли имена. Периферии это коснулось еще сильнее, чем столиц. С именами ушли и признанные жанры — очерки, репортажи, расследования… Мы бездумно повторяем информативные и объективистские каноны американской печати. Нет в материалах размышлений, нет и позиции журналиста… С чего бы взялся тогда читательский интерес, обратная связь? Не скажу, что они утеряны безвозвратно. Падение тиражей — это следствие. Главное — постоянно падающее доверие к прессе людей. Ответ на традиционный русский вопрос: что делать? – прост: возвращать позиции. Упорно, долго, через возврат к честности и профессионализму.

Директор общественной политической газеты Сальска и Сальского района Анатолий Максак:
— Состояние журналистики, региональной особенно, неважное. А откуда ему быть хорошему: какое общество – такая и журналистика. Но есть надежда, что она не умрет. Хотелось, чтобы получше готовили для нее кадры. С моей точки зрения, оптимален шведский вариант: скажем, хорошего экономиста посылают на обучение в газету, и он потом пишет свои материалы со знанием дела как специалист. Впереди у телевидения – переход на «цифру», значит, и переобучение кадров.

Традиционные газеты, скорее всего, сохранятся, но будущее – за мультимедиа, хотя в основе всегда будет находиться работа журналиста – нахождение и распространение информации, правда, уже по другим каналам.

Главный редактор общественно-политической газеты «Наш край» Миллеровского района Алексей Лавронов:

— Журналистика, региональная — в том числе, должна служить закону и обществу, а не отдельным личностям, тогда у нее есть будущее.

Яндекс.Метрика