100 мест: особняк Черновой
Это здание на углу переулка Халтуринского переулка и Большой Садовой всегда привлекало взгляд прохожих своими атлантами и кариатидами. Сегодня таким образом дома не украшают. Но именно такие архитектурные сооружения, пусть и небольшого масштаба, создают лицо города.
Построен этот дом в 1899 году по проекту городского архитектора Николая Александровича Дорошенко. Как гласит легенда, такой подарок преподнес своей «симпатии», актрисе М.Н.Черновой известнейший ростовский предприниматель Елпидифор Парамонов. Но, какие бы там ни были причины его рождения, здание, ныне характеризуемое как образец богатого купеческого дома с элементами классицизма с момента своего появления постоянно притягивало к себе внимание.
Притягивало настолько, что в эпоху бурных перемен в обществе – в 1918 году – его попросту захватывают молодые энергичные люди. Здесь поселяется сразу ставшая известной «Театральная мастерская», которую возглавил впоследствии ставший известным режиссер Павел Вейсбрем. Было ему тогда чуть больше 20 лет и называли его «парижским мальчиком», поскольку прибыл он в Ростов прямо из Сорбонны.
«Театральная мастерская» занималась освоением новых театральных форм и брала для постановок драматургический материал, в том числе — и современных поэтов. Среди них была и пьеса «Гондла» Николая Гумилева. Можно представить себе, как удивился автор, в годы гражданской войны проезжавший из Севастополя через Ростов, когда увидел возле ростовского вокзала афишу своей пьесы-поэмы! Он не преминул посетить студию, и молодые люди представили ему отрывки «Гондлы». Их игра восхитила автора, и он пригласил их в Петроград, согласившись стать заведующим литературной частью их театра.
Увы, когда «Театральная мастерская» приехала в Питер, Гумилева, обвиненного как участника контрреволюционного заговора, уже не было в живых. Но студийцы не растворились в безбрежном море советского театрального искусства. Самые известные из них – Антон и Евгений Шварцы, бывшие студенты тогда Донского университета, впоследствии известный чтец и известнейший драматург.
А бывший дом Черновой, где происходила знаменательная встреча, ожидала необычная судьба. Кто здесь только не обитал — начиная с детской коммуны и заканчивая партийными документами. Строительство вплотную многоэтажного доходного дома не прошло даром. Подъем подземных вод привел к тому, что в стенах здания, переживших Великую Отечественную, появились глубокие трещины. Входная дверь уже не входила в перекошенный проем. Особенно выразительно разрушалась одна из кариатид, постепенно терявшая части своего каменного тела.
Решено было произвести разборку здания с оставлением несущих стен и последующим восстановлением фасада. Сегодня некоторые презрительно называют восстановленный дом «новоделом» и вовсе не памятником архитектуры, так как новые владельцы, переменив назначение особняка, поменяли его внутреннюю планировку.
Позволим себе с этими критиками не согласиться. Для градостроительной ситуации донской столицы это лучший вариант. Сохранено — хотя бы внешне — одно из красивейших зданий Ростова, придающих ему неповторимый колорит. Эти стены все-таки видели Николая Гумилева, поэтому и должны быть украшены памятной доской. Висит же памятная доска Сергею Есенину на доме, где он никогда не бывал, начинающаяся словами: «На этом месте…»