100 мест: Здание Ростовской думы и управы
В Ростове-на-Дону на Большой Садовой находится здание, своей нарядностью привлекающее внимание как жителей города, так и приезжих. Если верить учебнику по русской архитектуре, это единственное в стране официальное здание дворцового типа, сочетающее монументальность форм и изящество архитектурных деталей.
1 декабря 1896 года газета «Приазовский край» сообщала: «Давно тянувшийся вопрос о постройке городского дома на Театральной площади, наконец, решен: проект этого здания составлен профессором Александром Померанцевым и окончательно принят городским управлением….»
Театральной тогда называлась площадь, занимавшая место нынешнего перекрестка проспекта Семашко (бывшего Николаевского) и Большой Садовой из-за находившегося на месте будущего здания городской думы и управы (того самого городского дома) деревянного строения — театра братьев Гайрабетовых.
В украшении фасада здания сказались те впечатления, которые получил Александр Померанцев, выпускник Императорской академии художеств, работавший до этого по поручению Академии семь лет в Палантинской капелле на острове Сицилия. Окончательная смета обошлась в сумму более 600 тысяч рублей.
В 1899 году отделочные работы были закончены. Первый этаж предназначался под магазины с антресолями, которые арендовались с подвалами.
Живописность здания даже в годы социальных потрясений привлекала внимание не только обывателей, но и деятелей искусств: в годы гражданской войны во дворе здания проходили съемки кинофильма » Жизнь — родине, честь — никому». В советские годы здесь разместились учреждения Советской власти. В 1922 году сгорели угловые купола, где размещался архив думы, но главные разрушения здание претерпело в годы Великой Отечественной. Была разрушена северная стена, выгорела крыша, снесены парапеты, поврежден архитектурный декор.
Это здание в послевоенные годы было восстановлено в Ростове одним из первых: в нем в 1949 году разместился обком КПСС. Сейчас его занимает ростовская мэрия, здесь же заседает городская дума.
В 1995 году реконструкция-реставрация вернула фасадам здания самобытные архитектурные детали — угловые купола, фигуры античных богинь, геральдические вставки. А последнее обновление фасада, «присвоившее» ему желтый цвет, увы, удачным не назовешь. Потому здесь и старый снимок — тех времен, когда дума была белоснежной красавицкй