«Классики русского авангарда» – на Большой Садовой

В Ростовском областном музее краеведения работает выставка русского авангарда из фондов Таганрогского художественного музея. В этом уникальном проекте предстали на суд зрителя редчайшие полотна, а также графика и скульптура, никогда ранее не экспонировавшиеся — всего около пятидесяти экспонатов.

Эту экспозицию сначала увидели жители родины Чехова, затем она перекочевала в Ростов. Сказать, что здесь много картин — значит погрешить против истины, но какие имена! Владимир Бурлюк, Алексей Моргунов, Петр Кончаловский, Илья Машков, Аристарх Лентулов, Александр Куприн, Роберт Фальк — словом, все те, чье творчество составляет бриллиантовую корону русского авангарда. Есть здесь и работы учеников авангардистов первой волны — Александра Осмёркина, Александра Лабаса, Владимира Люшина, Романа Семашкевича, Юрия Пименова, Георгия Нисского.

Период «оттепели» — нового подъёма авангардного движения — представлен на выставке произведениями «последнего гения ХХ века», как его окрестила мировая пресса, Анатолия Зверева (экспонируются впервые).

Важной частью данного проекта являются произведения, представляющие русское зарубежье. В начале ХХI века музейное собрание в Таганроге пополнилось дарами русского по происхождению художника-авангардиста из Америки — Вячеслава Иляхинского — преданного последователя Кандинского и Малевича, создателей самых популярных в мире авангардных учений. Супрематизм и абстракционизм великолепно адаптированы в его произведениях. Он подводит итог великих исканий и находок ХХ века, подтверждая феномен эпохи.

Связующим звеном всех частей данного замысла можно назвать инсталляцию, посвящённую 100-летию авангарда, созданную для этой выставки молодыми известными художницами-авангардистками из Таганрога Викторией Барвенко и Светланой Песецкой. Это яркое произведение подтверждает мысль о том, что такое течение, как авангард, и через 100 лет остаётся таким же молодым и задорным, устремлённым в будущее.

Выставка «Классики русского авангарда» приурочена к 100-летию возникновения уникального исторического феномена, который во всём мире принято называть «русским авангардом». В декабре 1910 года в Москве была открыта одна из самых знаменитых выставок молодого авангардного движения «Бубновый валет». Она вызвала настоящее потрясение сытой, самодовольной московской публики, резонанс пошёл тогда по всей России.

Единственное, что несколько обескураживает, так это не столь большое количество картин, какое можно было ожидать. Но многие работы, объяснили сотрудники РОМК, находятся не в транспортабельном состоянии. Восполнить отсутствующие полотна были призваны студенты Института архитектуры и искусств ЮФУ, разгуливающие на открытии выставки в костюмах, расписанных по мотивам авангардной живописи.