Космонавты живут на земле

Сцена из спектакля Ростовского академического театра драмы имени М. Горького ‘Космонавты’ фото Веры ВолошиновойВ Ростовском академическом театре драмы имени М.Горького
прошла премьера необычного для его сцены спектакля. Комедию болгарского автора
Илко Иларионова поставил Богдан Петканин
, болгарский режиссер из Плевена, города-побратима
Ростова-на-Дону.

Восстанавливающиеся культурные связи между двумя народами не могут не радовать. Полезно и другое – посмотреть на себя со стороны: каким образом в совсем непривычных для них обстоятельствах (такова пьеса, жанр которой можно охарактеризовать не иначе как фантастический реализм) будут действовать ростовские актеры, более привыкшие работать с «бытовой» драматургией. Было и еще одно опасение: хотя и Болгария вроде бы прошла путь тех же перемен, как и Россия, но дорога эта пролегала несколько в иных обстоятельствах. И адаптация этих реалий к восприятию российского зрителя также должна была иметь место.

Выполнение этих задач удалось примерно наполовину. Пьеса действительно необычна хотя бы сюжетом, по признанию автора, сделанного специально для двух болгарских актеров, радующих публику своим искусством уже несколько десятилетий. Пожилую супружескую пару посылают в экспериментальный космический полет с тем, чтобы через два дня они вернулись в совсем юном возрасте. Во время полета, оказавшегося фикцией, идут воспоминания героев об их прошлом. Эти эпизоды прошедшей жизни – самое интересное в спектакле: на поворотном круге сцены выстроены часть улицы, квартиры, детской площадки, где почти все время идет действие. Люди выясняют отношения,  пьют пиво, дети играют на площадке с качелями, катаются на велосипедах. И все это настолько ясно и просто – глаз не оторвать (художник Валентина Сергеева).

Интереснейшим образом выстроены и сцены воспоминаний: одну и ту же ситуацию разыгрывают исполнители ролей героев разных возрастов. И вот тут происходят, на наш взгляд, некоторые нестыковки с замыслом. Воспоминания не есть реальность, потому играть их в бытовом ключе явно не стоило. Когда «на голубом глазу» идет диалог молодой Весы (Анна Денисова) и пожилого Косты ( народный артист СССР Михаил Бушнов), складывается впечатление, что героиня сошла с ума: ведь зритель-то видит, что перед ней – не юноша, а зрелый человек. Сам-то народный артист СССР (у которого молодым учиться и учиться!) в исполнительской манере «бытовизны» имеет менее всех, в чем и выигрывает. Ему удается играть одновременно и самого героя, и свое отношение к нему. Школа училища имени Щукина (вахтанговская школа!) дает о себе знать. Однако  этого отношения к происходящему не хватает и его персонажу, когда в семейную жизнь героев резко вторгается события, меняющие жизнь в стране. Ведь произносит слова о верности партии человек, уже имевший возможность задуматься над тем, куда сия партия завела страну.

И  еще одна деталь: сама пьеса построена на «крупных планах» героев. Однако действие на сцене-«ракетодроме» унесено на вращающийся круг, потому не раз во время спектакля возникало ощущение пустоты. То ли пространство стоило наполнить еще большим количеством «массовки», то ли вынести важнейшие монологи героев к зрителю.

Так или иначе, этот спектакль вывел театр в другое пространство, где актеры получили возможность проявить себя иначе, чем в  привычном репертуаре. Этот «космос» они еще будут обживать, в чем и хочется пожелать им удачи.

Ростовский театр драмы им М Горького

Другие театры Ростова

Ростовский музыкальный театр

Молодежный театр (ТЮЗ)

Новошахтинский драматический театр

Ростовский Театр Кукол