Караул устал?!…
В Ростове-на-Дону подведены итоги ХVIII областного фестиваля «Декада донского театра», отразившие, как в капле воды, нелучшее состояние не только донских театров, но и театрального дела в России вообще.
По словам члена жюри фестиваля, главного редактора московского театрального журнала «Страстной бульвар, 10» Александры Лавровой, в театральном мире страны нынче наблюдается некая усталость. Актеры устали от режиссерских концепций, критики – от отсутствия спектаклей, которые могли бы стать знамением времени. Режиссеры больше не хотят «везти воз» всех проблем стационарных театров и уходят в свободное плавание. А еще театральные люди устали от нелюбви. Пожалуй, эта «усталость» – самая главная, так как именно дружелюбное внимание критиков и любовь зрителей дает подпитку творческому началу любого художника.
Поэтому можно понять лауреата национальной театральной премии «Золотая маска» Степана Зограбяна, вышедшего получать диплом «За сценографическое решение оперы «Волшебная флейта» и сказавшего при этом: «Как приятно быть признанным на родине!» Действительно, начинавший в Ростове лауреат (в том числе и Пражской биеннале!) впервые отмечен за заслуги перед донским театром своими же жземляками. Но как можно было членам жюри не земтить в этом же спектакле работу Натальи Дмитриевской (Царица Ночи), великолепную и по актерскому, и по вокальному мастерству, остается загадкой. Усталость от режиссерских концепций – это, с нашей точки зрения, все больше относится к столичным сценам. Увидеть бы хоть на одной донской сцене, что это такое! За режиссерское решение (не лучшее, поскольку и не номинировался более никто!) спектакля «Невидимые миру слёзы» по произведениям А.П.Чехова награжден художественный руководитель Ростовского академического театра драмы имени М.Горького, народный артист РФ Николай Сорокин. С этим далеко не бесспорным решением могло бы поспорить другое – спектакля «Недоросль» в Ростовском академическом молодежном театре, если бы его постановщик, питерский режиссер Борис Уваров не «заигрался» в выбранный прием. Иронически относясь к положительным фонвизинским героям, откровенно издеваясь над отрицательными, чьи имена вошли в поговорки, актеры с режиссером попросту «утопили» сюжет в массе замечательных находок, рассчитывая на то, что история о недоросле Митрофанушке известна всем со школьной скамьи. Как выясняется, в школе сейчас произведения Фонвизина не «проходят», и сюжет «не хочу учиться – хочу жениться» знают далеко не все…
Кризис театра репертуарного, как известно, заставил вспомнить о такой форме театрального искусства, как антреприза. Долго не приживалась она в донской столице. Но взялась за ее организацию актриса Адель Ветрова, организовавшая несколько лет назад Провинциальный благотворительный фонд имени своего отца, заслуженного артиста РФ Александра Ветрова. И появился на свет спектакль по пьесе Менчелла «Девичник над вечным покоем», с успехом идущий на тех сценах, где собравшимся вместе актерам ростовских театров удается его играть.
Не смогли организаторы фестиваля (министерство культуры Ростовской области и Ростовское отделение СТД) пройти мимо этого явления. «Девичник» участвовал в декаде, и за роль Люсиль сама Адель получила соответствующую награду. Постановка примечательна еще и тем, что ее осуществил питерский режиссер Александр Лебедев, уже второй сезон работающий в Ростове. Этот режиссер вместе с теми же актерами и труппой Новошахтинского муниципального драматического театра сейчас работает над пьесой Ионеско «Урок». Новошахтинский театр – замечательный пример «роли личности в истории». Режиссер Светлана Сопова организовала его на базе много лет существующего в этом городе театра народного и добилась поддержки его существования из областного бюджета. А поддерживать эту труппу можно не только за факт его работы в шахтерском городе. Вот только несколько названий из репертуара театра, которые не увидишь в афишах более солидных коллективов: «Одновременно» Е.Гришковца, лесковский «Очарованный странник», «День без даты» по произведениям Н.Гоголя, спектакль, с которым театр ездил на фестиваль русских театров в Париж; чеховский «Черный монах».
В мае жители Новошахтинска увидят премьеру «Чайки», которую ставит режиссер из Стерлитамака Игорь Черкашин. С чем, по мнению автора, относительно благополучно на донской сцене, так это с актерскими талантами. Как отмечал московский режиссер Михаил Чумаченко, поставивший в Ростовском академическом театре драмы историю о братьях Карамазовых, таких сильных трупп, как в этом театре (причем во всех актерских поколениях) редко где встретишь в России.
С полным правом можно повторить эти слова о Ростовском академическом молодежном, где появился, наконец-то, главный режиссер. Им стала заслуженный деятель искусств Лариса Лелянова, уже заявившая о себе интересной постановкой пьесы Мак-Донаха «Калека с острова Инишмаан». А если есть такие актеры – жив театр. Так что следующий фестиваль, перешагнувший свое 18-летие, будем надеяться, явит зрителям не только «усталость» театров, но и ростки того нового современного искусства, которое ждет от него сегодняшний зритель.
Театры Ростова
Ростовский областной академический молодежный театр (ТЮЗ)
Ростовский музыкальный театр
Ростовский академический театр им М Горького
Новошахтинский драматический театр
Ростовский Театр Кукол