Мышеловка власти
Ростовский государственный музыкальный театр показал интереснейшую премьеру сезона – балет «Гамлет» на музыку Дмитрия Шостаковича. Но, побоявшись, что зрители его не поймут, решил резко снизить уровень спектакля.
Почему-то создатели постановки решили, что, как минимум, половина зрителей не представляют себе, что такое известнейшая трагедия Шекспира, позабыв, что именно название спектакля и привлечет к нему внимание тех, кто знает наизусть по несколько вариантов ее переводов, не говоря уже о поклонниках музыки Шостаковича.
Действие решили сопроводить текстом, как сказано в программке, адаптированным неким Николаем Оганезовым. Текст этот, мягко говоря, чудовищен, да и прочитан, мягко говоря, отвратно. И это — при наличии в городе «двух ангаров драматических актеров», сказала, выходя из зала после спектакля, одна
молодая особа.
А теперь – о хорошем. Нельзя не согласиться с балетмейстером-постановщиком и автором музыкальной редакции балета, народным артистом России Николаем Фадеечевым: у каждого времени — свой Гамлет. Авторы спектакля перенесли действие в 30-е годы ХХ века, когда жил и творил автор музыки. Реалии этого времени известны, перипетии жизненного пути Шостаковича – тоже. Действие происходит не в Дании, а в другом государстве-«тюрьме», как можно догадаться, в фашистской Германии. На это намекают так знакомые символы в виде суровых орлов и черные мундиры королевской охраны. Да и кордебалет, изображающий спортивный парад и так четко ассоциирующийся с «Олимпией» Лени Рифеншталь не оставляет сомнений. Можно принимать это решение, можно – нет: автор этих строк — в числе
первых.
Балет – о власти. Он начинается похоронами властителя и заканчивается такими же похоронами Клавдия. В честь его и стоило бы назвать балет, поскольку заслуженный артист России, солист Большого театра Юрий Клевцов не только продемонстрировал прекрасную технику, но и сыграл образ потрясающего злодея. Удалось ему это, скорее всего, потому, что он искал в своем герое человека со всеми его недостатками. Юрий Клевцов выступил и в качестве ассистента балетмейстера-постановщика.
К сожалению, главному злодею противостоять некому: Александр Смольянинов (Гамлет), также приглашенный из Большого на премьерные спектакли, увы, такой же харизмой не обладает. Строго говоря, ему не позавидуешь: танцевать монолог «Быть или не быть» после такого звучания такого (б-р-р-р!) текста не смог бы любой гений.
Запомнилась Офелия – также солистка Большого Виктория Литвинова (хочется думать, что и ростовчанка Елизавета Мислер будет не хуже) — тонкая, хрупкая, нежно влюбленная. Правда, ее отношения с отцом не выстроены, потому более чем эффектная смерть этой героини после убийства Полония не совсем оправданна. По воле авторов спектакля она не сходит с ума, а вполне сознательно идет в петлю.
Порой не хватает драматического материала и исполнительнице партии Гертруды (Полина Шаханова), но в лирических сценах с Клавдием она великолепна.
Звучит текст и в знаменитой сцене «мышеловки». Но, право же, окажись на этом месте хорошая пантомима (а актерам музыкального она вполне «по зубам»), то необходимость в словах отпала бы – тем более, что в программке есть либретто.
Несколько лукавил заслуженный художник России Вячеслав Окунев (художник по костюмам, автор сценографии спектакля), говоря, что работал «с чистого листа». Треугольные двигающиеся призмы, из которых можно составлять что угодно, это развитие идеи Гордона Крэга, в начале ХХ века ставившего в МХТ «Гамлета» вместе со Станиславским. Но результат получился более чем эффектным. Выстроенная из этих призм башня власти мрачна и основательна. Никакие человеческие жертвы ни у ее подножью, ни на ее высоте поколебать этот символ власти не могут – даже смешной и нелепый Призрак, претендующий на «ужас, летящий во мраке ночи», то и дело взмахивающий плащом под те же слова, слова, слова…
Ну, как же можно так не доверять зрителю?!…
Ростовский музыкальный театр
Другие театры Ростова
Ростовский областной академический молодежный театр (ТЮЗ)
Ростовский академический театр им М Горького
Новошахтинский драматический театр
Ростовский Театр Кукол