А вы говорите – инновации!…

Анна Калиыкова, инженер лаборатории смазочных и антифрикционных покрытий НИИФОХ ЮФУ

Анна Калмыкова, инженер лаборатории смазочных и антифрикционных покрытий НИИФОХ ЮФУ

Труден и неисповедим путь того, кто в нашей стране решится на внедрение собственной научной разработки. О том, как это происходит в российской действительности, рассказал Анатолий Пономаренко, замдиректора по инновационной деятельности и прикладным исследованиям НИИ физической и органической химии ЮФУ.

Не секрет, что многое в этом мире держится на личных связях. И люди, занимающиеся делами в одной и той же сфере, как правило, знают друг друга. Есть в НИИФОХ ЮФУ лаборатория, которая занимается клеями и смазками, и есть ОАО «Федеральная пассажирская компания», «дочка» ОАО «РЖД», у которой возникла проблема — защита тормозной системы вагонов от обледенения

ОАО «ФПК» — фирма немаленькая, своими научно-исследовательскими заведениями располагающая. Но и здесь не знали, как эту проблему решить. РГУПС прекрасно может справиться со многими проблемами, но профиль антиадгезионных покрытий, тех самых, что от обледенения защищают — не их профиль. А в НИИФОХ этими материалами занимались, когда разрабатывали прочные клеи.

Федеральная пассажирская компания объявила конкурс для тех, кто готов проблему обледенения решить. В НИИФОХ заранее узнали, что такой тендер готовится, потому стали к нему готовиться, проводя соответствующие изыскания. Но чиновники работают медленно, и дело с этим тендером тянули так долго, что сам конкурс был объявлен… в начале ноября! А работа должна была быть закончена до 31 декабря. Кто из получавших средства «на науку» не знаком с такими ситуациями?!…

Для участия в тендере необходимо было в короткий срок собрать огромное количество документов. Это сделать удалось, как и удалось вовремя отвезти этот тюк документации в проводящую конкурс организацию.

Тендер ростовские химики выиграли, но получалось, что работу им можно начать с… 10 декабря (дата подписания самого договора), а 31 декабря — ее закончить и результаты сдать. А сам-то договор — на миллионы рублей, и все деньги до 31 декабря необходимо было потратить. Поскольку наши ученые с такими вещами сталкиваются не в первый раз, изыскания по теме шли уже много месяцев, результаты были представлены в срок. Даже испытания удалось провести на вагонах поезда «Ростов-Москва». Со сдачей работы, то есть, подписанием документов, тоже были проблемы — никто не верил, что работа выполнена. Отчет о выполнении договора занимал 500 страниц. Правда, было сказано, что отвечать за все будет Анатолий Григорьевич — головой отвечать. Правда, этой головой можно ответить и не за такое.

А вы говорите — инновации!…

Приводит Анатолий Пономаренко и другой пример, демонстрируя присадку к двигателю, которая в буквальном смысле слова двигатель возрождает, увеличивая его мощность на 10 процентов. На Кубани главный инженер одного хозяйства попросил эту присадку от отчаяния. У одного из тракторов двигатель работал еле-еле, а сев надо было закончить вовремя. И трактор, где использовалась эта присадка, не только закончил сев, но и отпахал и отсеял озимый клин. Называется сама присадка «Автодоктор Комол», возможно её применение и на грузовых, и на легковых автомобилях. Есть один предприниматель, который ее собирается производить, правда, пока только собирается…

А вы говорите — инновации!…

А сотрудничество с волгоградцами такое получилось. В Ростове работают над лекарственными препаратами сотрудники НИИФОХ, в Волгограде их испытывают в медицинском университете. Пока на организуемый в этой области фармацевтический кластер придут обещанные федеральные средства, одна подмосковная фармфирма уже изъявила желание ряд лекарств выпускать, предлагая средства на приобретение патентов. Сейчас идет оформление документов. Медленно идет, и не факт, когда вся бумажная волокита закончится, у фирмы еще будут средства и желание выпускать именно эти лекарства.

И это еще не самая большая неприятность. Предприятие, которое в России готово внедрить изобретение (да и просто нормально работающее предприятие), подвержено воздействию такого количества проверяющих, что сто раз подумаешь, прежде чем связаться с чем-то новым и этим самым проверяющим неизвестным. На дверях одного из донских заводов вывешен список тех, кто имеет право проходить сюда без пропуска — таких проверяющих организаций оказалось в этом списке 64!

А вы говорите — инновации!…