Киллер Джо – спектакль-комикс
Этот спектакль родился в Ростовском областном академическом молодежном театре в ходе творческой лаборатории, которую привез в донскую столицу известный театральный деятель, директор фестиваля «Реальный театр», член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска», лауреат международной театральной премии имени Станиславского Олег Лоевский.
Цель лаборатории — знакомство и продвижение современной драматургии отечественной и зарубежной на сцены российских театров. Из предложенных Молодежному более сотни пьес были выбраны четыре. Ими оказались «Класс Бенто Бончева» Максима Курочкина, популярного российского драматурга; «Киллер Джо» Трейси Летс, «Мисс Лили бросили кость или Все слоны мертвы» Бэки Брунстеттер, «Святая блаженная Ксения Петербургская» Вадима Леванова.
Для постановки этих разножанровых пьес были приглашены Дамир Салимзянов (Пермь, театр «Сцена-Молот»), Михаил Заец (Тюменский театр драмы), Вячеслав Тыщук (выпускник мастерской Марка Захарова), Евгений Зимин (ученик Зиновия Корогодского).
После каждого спектакля проходили обсуждения, в которых участвовали как зрители, как и исполнители ролей. Главным дискуссионным вопросом оказался вопрос о способе представления современной драмы на сцене-то ли цитированием текста, отсылая зрителя к собственному жизненному опыту, то ли используя возможности психологического театра, взывая к зрительским эмоциям. В итоге спор стал клониться к балансу эмоциональности и интеллектуальности на российской сцене.
Актеры были поставлены воистину в стрессовые условия — за два-три дня должен был появиться эскиз спектакля. Все они ходили по сцене с текстами в руках, но дело — даже не в этом. В блестящей пародии на «черные комедии» («Киллер Джо») актеры оставили свои тетрадки и разыгрались вовсю. Видно было, что режиссер Михаил Заец приехал со своими заготовками, но в них так органично (за такое короткое время!) вписались Светлана Лысенкова и Сергей Беланов, Борис Вернигоров, Роман Меринов и Наталья Аскарова, что еще вопрос — что нужно доделывать в этом азартно сыгранном представлении.
Однако этот эскиз (единственный!) был доделан и представлен на днях зрителю. Думается, что успех этого спектакля был предопределен: такого на сцене Молодежного еще не было!
Может быть, в столь необычной форме актеры действительно, по утверждению Олега Лоевского, не успевали вспомнить про собственные штампы и играли с «чистого листа».
Во всяком случае, они признавались, что работа для них оказалась интересной.
Не хочется пересказывать содержание — пьеса заканчивается весьма необычно. Но хочется вспомнить мнение, бытующее в Ростове: если в спектакле занят Сергей Беланов, спектакль нужно смотреть. И что удивительно — ведь не мачо какой, не удивляет мощными бицепсами или голливудской внешностью, но сценическое обаяние потрясающее. Под стать ему и Светлана Лысенкова, на глазах превращающаяся из сексапильной дамочки в стареющую женщину.
Да и сама стилистика спектакля, в ходе которого выхватываются из темноты мизансцены, непривычна для Молодежного и его зрителя. Но темпо-ритм действия настолько увлекает, что само представление пролетает как мгновенье.
Ростовский областной академический молодежный театр (ТЮЗ)
Другие театры Ростова
Ростовский музыкальный театр
Ростовский академический театр им М Горького
Новошахтинский драматический театр
Ростовский Театр Кукол