Отопительные газовые котлы нередко становятся лучшим выбором для обеспечения помещения теплом.

Что – можно, а чего лучше не делать на железной дороге

Ужасающая картина до сих пор стоит перед глазами: на сцепке (в другие времена в народе это называлось «колбасой») стремительно уходящей вдаль электрички стоят (!) довольные три девчонки. Пассажиры мчащегося по соседнему пути поезда хватаются за сердце: «Куда смотрят их родители?!» А кто еще, как не сверстники таких отчаянных подростков, могут доходчиво объяснить им — что можно, а чего нельзя делать на том объекте повышенной опасности, который называется железной дорогой?! За такими знатоками пришлось отправиться на Ростовскую детскую железную дорогу.

Ростовской детской железной дороге , как выяснилось, уже 72 года. То есть, именно столько лет назад взрослые железнодорожники страны всерьез задумались о своей смене. И фундамент тогда был заложен столь успешный, что, как уверяет исполняющая обязанности директора детской дороги Нина Скачкова, после трех лет обучения многие, прошедшие через детскую дорогу, идут учиться профессии железнодорожника дальше. Сегодня разработана общая для всех 24 детских железных дорог страны программа трехлетнего предпрофессионального обучения.

Берут сюда учиться с седьмого класса, но есть такие подростки, которые начинают интересоваться железной дорогой и пораньше. Так, Игорь Дувакин пришел сюда с пятого класса и занимается уже третий год. Причем учится он не в Ростове, а в новочеркасской школе № 1 — вот откуда добирается, чтобы заниматься любимым делом! Игорь — помощник машиниста, что же советует он своим сверстникам:

— прежде всего — не ходить по путям! А если все-таки приходится идти рядом с рельсами, то держаться от них на расстоянии, как минимум, два метра;

— обходить стоящий поезд спереди — и на расстоянии, как минимум, пять метров;

— тамбур — одно из самых опасных мест в поезде, так что лучше там не задерживаться;

— по вагону лучше не бегать, а сидеть на своем месте. Если в электричке все-таки приходится стоять, то стоит обязательно за что-нибудь придерживаться на случай резкого торможения поезда;

— из окон вагона лучше не высовываться, так как встречный состав голову любопытного может просто снести!

— на перроне также стоит вести себя аккуратно: к примеру, к вагонам не прислоняться и по самому перрону не бегать;

— крыша вагона — не место для прогулок, а то есть такие оторви-головы, которые предпочитают ездить там, а не в купе.

К своему коллеге присоединяется замначальника второй единой смены, он же ученик Донской реальной гимназии Дмитрий Бугаев. «Большие скорости и большой вес состава с вагонами — это не шутки, — считает он, — так что на железной дороге главное — дисциплина». Это относится и к взрослым. Ребенок в вагоне должен быть все время в центре их внимания. Бегают, скажем, дети, по вагону, мама в это время по мобильнику заговорилась, а поезд — возьми да резко затормози! Дети падают, мамы охают, а ведь сами же виноваты!

Осуждает тех, кто забавы ради устраивает эксцессы на железной дороге, и Максим Дерканосов, который изучает разные железнодорожные профессии на детской дороге уже пять лет. «Только на прошлой неделе шестерых согнали с подножки! — рассказывает он. — Быстро они убежали, значит, понимают, что творят». На вопрос: «Так почему же этим занимаются?», Максим отвечает: «Так ведь подначивают друг друга — а не слабо ли…?!» Сам на такое не пойдет никогда, так как — что такое железная дорога — знает с полуторалетнего возраста: именно тогда впервые попал он сюда вместе с бабушкой. И так зачастил с визитами сюда, что в 2005 году стал семимиллионным по счету пассажиром Ростовской детской железной дороги.

Значок активиста детской железной дороги дают особо отличившимся через два года учебы, а Сергей Трошин получил его после года занятий. Он — уже начальник смены и каждую планерку на летней учебно-эксплутационной практике начинает с напоминания ребятам о технике безопасности. Что совсем не лишнее: каждый вагон, по словам Сергея, весит 10 тонн. Так что переедет — мало не покажется. А к железной дороге Сергей прикипел с пяти лет: как увидел впервые электровоз, когда родители повезли его на море, так и понял, что будет машинистом. И так бывает, хотя «железнодорожных генов» в его роду вроде бы нет.

Пока шел разговор с ребятами, в фойе штаба Ростовской детской железной дороги монтировалась выставка, посвященная железнодорожному моделированию — «Локотранс-Юг». Эта экспозиция была посвящена 175-летию российских железных дорог. Движущиеся модели поездов с вагонами завладевали вниманием любого ребенка, который заходил со взрослыми покупать билет для того, чтобы прокатиться на детской железной дороге. Ездили эти модели аккуратно, не сталкиваясь друг с другом и не сходя с таких же игрушечных путей. Стало быть, было все по-настоящему безопасно — как и должно быть в реальной жизни.

Игорь Дувакин - помощник машиниста, Северо-Кавказская детская железная дорога

Игорь Дувакин - помощник машиниста

Дети у макета железной дороги, Северо-Кавказская детская железная дорога

Сергей Тронин - начальник смены, Северо-Кавказская детская железная дорога

Дмитрий Бугаев - замначальника второй единой смены

Саша Губенская Настя Сапрыкина Лера Горбунова, Северо-Кавказская детская железная дорога

Саша Губенская, Настя Сапрыкина и Лера Горбунова