Будулай запел!
В Ростовском государственном музыкальном театре прошла премьера оперы ростовского композитора Леонида Клиничева «Цыган» по мотивам одноименного произведения Анатолия Калинина. Постановщик спектакля – заслуженный деятель искусств РФ Юрий Александров (Санкт-Петербург), сценография и костюмы заслуженного художника России Вячеслава Окунева (Санкт-Петербург). Музыкальный руководитель и дирижер постановки – заслуженный деятель искусств России, главный дирижер Ростовского Музыкального Александр Анисимов.
Композитор писал оперу около десяти лет. Сначала появилось сочинение, которое Леонид Павлович назвал концертным вариантом оперы – в нем присутствовали арии главных героев, которые чередовались с фрагментами текста. Окончательный вариант либретто родился у Клиничева после событий в Новочеркасске и Азове, когда местные жители провели акции протеста против торговцев наркотиками, в роли которых выступали зачастую цыгане.
Главным героем у Клиничева по-прежнему остается Будулай. Но действие перенесено в наше время, поэтому воюет самый известный цыган страны и совершает свои подвиги где-то в горах, а не на фронтах Великой Отечественной. Возвращаясь в родные места, откуда он ушел воевать, и где умерли его жена и сын, он узнает, что сын жив, и его воспитала русская женщина. Будулай вмешивается в дела соплеменников, которых его бывшая возлюбленная Тамила заставляет торговать наркотиками, и прекращает ссору по этому поводу между станичниками и цыганами. Но при этом погибает Настя, сестра жены Будулая, которая любит его, по собственному признанию, с пяти лет.
Отдельные картины оперы – это масштабные полотна с участием всего хора театра, в других — преобладают сольные номера главных героев. Особенно запоминается сцена Будулая исполнители этой партии – Петр Макаров и Игорь Цховребов) и Насти (Карина Чепурнова и Ольга Макарова), где та признается ему в любви. Партитура оперы насыщена интересными ладовыми, гармоническими и полифоническими находками автора. Но это ни в коей мере не затрудняет ее восприятие, а делает его понятным и логически выстроенным. Как утверждает главный хормейстер театра Елена Клиничева, если хористы, расходясь с репетиции, напевают мелодии оперы, то успех ей у слушателей обеспечен. По ее словам, особым успехом у артистов хора в свободное от работы время пользовалась мелодия школьного вальса, которая звучит в опере.
На премьере оперы побывал автор «прозаического» «Цыгана» Анатолий Калинин, который отметил, что он рад такому сценическому воплощению своего романа. Хотя это, по его словам, уже не его роман, а «музыкальный роман» Леонида Клиничева. А последний заявил, что «Цыган» дал ему возможность создать оперу о любви – главной движущей силе на земле. И самым важным, считает композитор, для него было показать, как сильные, духовно щедрые люди совершают поступки, изменяющие мир.
В данный момент этот спектакль изчез из репертуара Музыкального театра, к большому разочарованию ростовской публики.
Фото из спектакля
Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется С 24.05.2008 и функционирует как архив.
Ростовский музыкальный театр
Другие театры Ростова
Ростовский областной академический молодежный театр (ТЮЗ)
Ростовский академический театр им М Горького
Новошахтинский драматический театр
Ростовский Театр Кукол