Будулай запел!

Будулай - Петр Макаров в опере Ростовского музыкального театра 'Цыган', фото Веры Волошиновой

Будулай - Петр Макаров в опере Ростовского музыкального театра 'Цыган'

В Ростовском государственном музыкальном театре прошла премьера оперы ростовского композитора Леонида Клиничева «Цыган» по мотивам одноименного произведения Анатолия Калинина. Постановщик спектакля – заслуженный деятель искусств РФ Юрий Александров (Санкт-Петербург), сценография и костюмы заслуженного художника России Вячеслава Окунева (Санкт-Петербург). Музыкальный руководитель и дирижер постановки – заслуженный деятель искусств России, главный дирижер Ростовского Музыкального Александр Анисимов.

Композитор писал оперу около десяти лет. Сначала появилось сочинение, которое Леонид Павлович назвал концертным вариантом оперы – в нем присутствовали арии главных героев, которые чередовались с фрагментами текста. Окончательный вариант либретто родился у Клиничева после событий в Новочеркасске и Азове, когда местные жители провели акции протеста против торговцев наркотиками, в роли которых выступали зачастую цыгане.

Главным героем у Клиничева по-прежнему остается Будулай. Но действие перенесено в наше время, поэтому воюет самый известный цыган страны и совершает свои подвиги где-то в горах, а не на фронтах Великой Отечественной. Возвращаясь в родные места, откуда он ушел воевать, и где умерли его жена и сын, он узнает, что сын жив, и его воспитала русская женщина. Будулай вмешивается в дела соплеменников, которых его бывшая возлюбленная Тамила заставляет торговать наркотиками, и прекращает ссору по этому поводу между станичниками и цыганами. Но при этом погибает Настя, сестра жены Будулая, которая любит его, по собственному признанию, с пяти лет.

Отдельные картины оперы – это масштабные полотна с участием всего хора театра, в других – преобладают сольные номера главных героев. Особенно запоминается сцена Будулая исполнители этой партии – Петр Макаров и Игорь Цховребов) и Насти (Карина Чепурнова и Ольга Макарова), где та признается ему в любви. Партитура оперы насыщена интересными ладовыми, гармоническими и полифоническими находками автора. Но это ни в коей мере не затрудняет ее восприятие, а делает его понятным и логически выстроенным. Как утверждает главный хормейстер театра Елена Клиничева, если хористы, расходясь с репетиции, напевают мелодии оперы, то успех ей у слушателей обеспечен. По ее словам, особым успехом у артистов хора в свободное от работы время пользовалась мелодия школьного вальса, которая звучит в опере.

На премьере оперы побывал автор «прозаического» «Цыгана» Анатолий Калинин, который отметил, что он рад такому сценическому воплощению своего романа. Хотя это, по его словам, уже не его роман, а «музыкальный роман» Леонида Клиничева. А последний заявил, что «Цыган» дал ему возможность создать оперу о любви – главной движущей силе на земле. И самым важным, считает композитор, для него было показать, как сильные, духовно щедрые люди совершают поступки, изменяющие мир.

В данный момент этот спектакль изчез из репертуара Музыкального театра, к большому разочарованию ростовской публики.

Фото из спектакля

Сцена из спектакля Ростовского музыкального театра 'Цыган', фото Веры Волошиновой

Сцена из оперы

Сцена из спектакля Ростовского музыкального театра 'Цыган', фото Веры Волошиновой

Сцена из оперы


Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется  С 24.05.2008 и функционирует как архив.

Ростовский музыкальный театр

Другие театры Ростова

Ростовский областной академический молодежный театр (ТЮЗ)

Ростовский академический театр им М Горького

Новошахтинский драматический театр

Ростовский Театр Кукол