Квартет без режиссера
Спектакль по пьесе Рональда Харвуда «Квартет» вызвал чувства противоречивые, что и надо было ожидать, пребывая в курсе событий, связанных с этой постановкой.
Ах, как радовались наши театралы, узнав, что на «академической» сцене работать будет Кирилл Серебренников, модный московский режиссер, начинавший свой путь в театральное искусство в рамках фестивалей Ростовского государственного университета.
Потом были и тогдашний ТЮЗ, и та же «Драма», и телестудия «Дон-ТР». А далее — постановки в московских театрах, телефильмы, снискавшие ему славу способного постановщика. Логично было г-ну Серебренникову в ореоле одного из лидеров российского театрального процесса «засветиться» на своей малой родине.
Пресс-конференция весной в стенах театра приехавшего в Ростов режиссера обещала многое. Ах, как раскланивалось «светило» перед великими актерами ростовской сцены: сразу были заявлены для участия в «Квартете» три народных артиста России и один — СССР. Местное отделение «Альфа-банка» и «Башнефть-юг» выделили немеренные средства на постановку, учитывая занятость «звезды». Наши любимцы, а занятых в спектакле иначе и не назовешь! — должны были на две недели уехать в Москву и там репетировать с г-ном Серебренниковым, что называется, не отходя от кассы МХАТа: в это время в этом театре режиссер работал над «Господами Головлевыми». Закрадывались, правда, сомнения: такого в истории не то что ростовского, а любого иного театра не бывало… Но тем не менее премьера в Ростове была назначена на июнь. Работу с актерами, так и не выехавшими столицу, проводил рекомендованный г-ном Серебренниковым в качестве второго режиссера Овик Петян (Москва).
В назначенный срок — конец сезона 2004-2005 — ничего не случилось. А летом «звезда» уехала в США, куда модного режиссера пригласили читать лекции о системе Станиславского. Думал ли он, просвещая американцев, о наших «палестинах», неизвестно, но по приезду предложил свой срок работы над спектаклем в Ростовском академическом театре драмы имени М.Горького…. перенести на год: мол, по горло занят, не успеваю со мхатовской постановкой, а тут еще и «Современник» предложил ставить Шекспира. Неужто от всего этого отказываться ради ростовского «Квартета», пусть даже с театром подписан договор на сей предмет?!
Можно что угодно писать и говорить о человеческих качествах г-на Серебренникова, но одного у него не отнять: он всегда знает, о чем он ставит спектакль и умеет работать с актерами. Поэтому неизвестно, каким мог стать «Квартет» в его постановке. На премьере, которая все-таки в назначенный срок (второй!) состоялась, можно было увидеть работу главного режиссера театра, народного артиста России Николая Сорокина. То ли категорическое отсутствие времени для работы, то ли многое еще что, видимо, помешали объяснить режиссеру нежно любимому автором этих строк Михаилу Ильичу Бушнову тот факт, что последний играет импотента-эгоиста, с которого, по сути, и началось крушение судьбы красавицы Джин Хортон (народная артистка России Татьяна Шкрабак). Ну что стоило «народному СССР» сыграть вышеозначенное обстоятельство, которое и определяет его характер? Да — ничего при наличии режиссерской воли!
Уже надоело писать про то, что каждый автор требует особой манеры игры актеров, которую с ними оговаривает опять же режиссер. В пьесе обсуждается нечто непривычное, а потому сразу отталкивающее восприятие российского зрителя: физиологические особенности пожилого возраста. На российской сцене играть все это без хоть какого-то второго плана — значит заведомо рассчитывать на провал. Но разве нашим «народным» неподвластна легкая ирония? Разве в знаменитых «Бешеных деньгах», выдвинутых в свое время на Государственную премию, они не показали потрясающую способность к трансформации?! Все это, разумеется, никуда не пропало, нужна была лишь режиссерская воля, чтобы все это вытащить и выстроить соответствующим образом. Ее в спектакле не видно. Более того, здесь не обозначены даже события, через которые развивается действие пьесы. Они отданы на откуп актерам, а им — только дай поиграть. Вот и оказалось в спектакле все главным — и капризы Рэджи (народный артист СССР Михаил Бушнов) в начале спектакля, и так и не выясненные отношения Рэджи и Джин, и уход в прошлое при помощи старой записи квартета из «Риголетто» Сесили (народная артистка России Тамара Яблокова), и нарочито грубоватые эротические фантазии престарелого Уилфа (народный артист России Игорь Богодух). А главное событие пьесы — решение героев не исполнять на юбилейном концерте знаменитый квартет нынешними старческими голосами, а дать зрителям послушать давнюю запись — так и утонуло в словах.
Каким мог стать «Квартет» в постановке г-га Серебренникова, остается только догадываться… Единственное утешение (впрочем — утешение ли?) — в Большом драматическом в Санкт-Петербурге постановка этой пьесы также не снискала большого успеха. А ведь была взята в бенефис — не много, ни мало! — Кирилла Лаврова…
Фото спектакля
Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется С 24.05.2008 и функционирует как архив.
Ростовский театр драмы им М Горького
Другие театры Ростова
Ростовский музыкальный театр
Молодежный театр (ТЮЗ)
Новошахтинский драматический театр
Ростовский Театр Кукол