Причудливая свобода

На выставке 'Ремейк' в ростовской галерее «М», 2009 год, фото Веры Волошиновой

На выставке 'Ремейк' в галерее 'М'

В последние недели Ростов получил несколько выставок, которые однозначно не могли появиться еще каких-нибудь лет 20 назад. Все они – разной художественной ценности, но заставляют думать своих посетителей, что и входило в замыслы их создателей.

В Ростовском музее современного изобразительного искусства на Дмитровской выставка под названием «Искусство улиц: история в пивном плакате» привлекает к себе внимание не только любителей этого пенного напитка. В коллекциях музея имеются работы на тему «Пиво и раки», которой отдали дань практически все донские художники. Их работы – в основном, в жанре натюрморта – и представлены в экспозиции, а также бутылки и кружки порой уже забытых фасонов. Это члены общества коллекционеров «Удача» представили свои собрания кружек и … пивных пробок, причем, по утверждению авторов, все сорта пива испробованы ими собственноручно. А затейники-сотрудники музея мозаикой из представленных пробок исхитрились повторить плакат, находящийся рядом!
Сами плакаты представляют собой как историю нравов – чего стоит плакат-протест с изображением датчан в национальных костюмах! – так и историю самого плакатного жанра. Разве не интересно узнать, что до 1897 года реклама шла либо текстовая, либо с изображением пивоварни и лишь с этого года в ней возник некий сюжет?!

В ростовской галерее «М» каждая выставка – сюрприз, да еще какой! А уж на свою годовщину 15-ю по счету экспозицию сотрудники галереи постарались сотворить и вовсе особенную. Она называется «Ремейк» и оставляют у посетителей, скорее, больше вопросов, чем дает на них ответы. Глава галереи Татьяна Колованова называет этот проект одним из немногих, где представлено одновременно традиционное и актуальное искусство.

Идея такова – известнейшие в истории мирового изобразительного искусства произведения художники-современники переосмысляют по-новому. Хотят того творцы или нет, но на деле получился диспут талантов. И далеко не всегда чаша весов склоняется в пользу наших современников. И то сказать: у традиционалистов основой творчества является натура, а здесь – вторичная реальность.

- Выставка дает толчок фантазии зрителя, заставляет осмыслить действительность, – утверждает искусствовед Ирина Гуржиева. Но глубина мыслей самих художников не идет в сравнении с теми пластами ассоциаций, а, главное, эмоций и мыслей, которые поднимают в головах и вызывают в душах посетителей первоисточники. Чуть ли не единственным действительно переосмысленным сюжетом является «Возвращение Европы» Олега Игнатова. Серовское «Похищение…» полно надежд с его живительными волнами океана и более чем живым быком. Здесь же вокруг самого художника (автопортрет?!) с черепом быка в подмышке – волны песка пустыни, которые бороздит трамвай с рекламой американских сигарет. Вот так возвращение к первоосновам!…

Но действительно надежду вселяют работы 14-летнего Егора Соколенко (натюрморт «Памяти Матисса») и 12-летней Анны Никитиной (мозаичное дерево, посвященное П.Синьяку), которые среди «кричащих» работ этой выставки еще нужно постараться найти.

Но вот другая выставка, работа которой уже закончена в галерее, но которую можно будет обнаружить в кофейнях города, куда авторы проекта пообещали ее переместить.

Её девиз – даешь раскрепощение! И вот главное в фотоработе – снятая крупным планом женская рука с туфлей и явно угрожающим кому-то каблуком. Сейчас бросит?!… А свободна ли красавица в бальном платье на фоне сетки-рабицы и пошловатых оконных решеток-«солнышек»? Или дива с тициановскими волосами, которая – вот и задумаешься, что демонстрирует! – колготки, солнечные очки, роскошь мебели?

Порой в снимках так много всего: не знаешь, что в качестве главное хотел показать автор – приподнятый на дыбы мотоцикл на фоне грохочущего (и это слышно!) грузовика или так и притягивающий взгляд изгиб спины над белыми шортиками модели?

Ох, не все, не все из них свободны, о чем заявляют авторы проекта. Разве может забыть красотка о чувственности своих губ или то, что нужно уж очень соответствовать кроликам, посаженным рядом на кровать?..

Впрочем, все придирки к этому странноватому, но такому завораживающему фотопроекту уходят перед возможностью в душный летний ростовский вечер заглянуть в ту же галерею «М», где каждый из демонстрирующихся здесь проектов причудливо талантлив – даже если сотрудники галереи – не его авторы. А куда денешься – гений места!

Фотографии с выставок

На выставке 'Ремейк' в ростовской галерее «М», 2009 год, фото Веры Волошиновой

Мерлин - в самую точку! (На выставке 'Ремейк' в галерее «М»)

На выставке 'Ремейк' в ростовской галерее «М», 2009 год, фото Веры Волошиновой

Джоконда и девушка (На выставке 'Ремейк' в галерее «М»)

Омары, отдыхайте!))), выставка 'Искусство улиц: история в пивном плакате' В Ростовском музее современного изобразительного искусства на Дмитровской, 2009 год, фото Веры Волошиновой

Омары, отдыхайте!))), выставка 'Искусство улиц: история в пивном плакате'

Глава галереи 'М' Татьяна Колованова на открытие выставки 'Ремейк' , 2009 год, фото Веры Волошиновой

Глава галереи 'М' Татьяна Колованова

Галерея 'М',  на выставке 'Ремейк' , 2009 год, фото Веры Волошиновой

Оно мне надо?))) (На выставке 'Ремейк' в галерее «М»)

Галерея 'М',  на выставке 'Ремейк' , 2009 год, фото Веры Волошиновой

Это я или не я? (На выставке 'Ремейк' в галерее «М»)

Галерея 'М',  на выставке 'Ремейк' , 2009 год, фото Веры Волошиновой

Джаз, один за всех! (На выставке 'Ремейк' в галерее «М»)