И атаман, и человек
Было бы странным, если бы флагман театрального донского искусства — Ростовский академический театр драмы имени М.Горького — не отозвался бы на главное событие года на Дону — 270-летие со дня рожденья самого известного атамана Всевеликого войска Донского Матвея Платова. Премьера этого эпического спектакля состоялась в значимый для донского казачества праздник — Покрова.
Художник-постановщик спектакля — заслуженный художник РФ Виктор Герасименко. Написал сценарий спектакля и поставил его главный режиссер театра Геннадий Шапошников. Отдадим должное этой гигантской работе: автор этих строк погружалась в подробности биографии атамана и может оценить, насколько точно были расставлены акценты в сценической версии, рассказывающей о жизни Матвея Ивановича (Юрий Добринский).
Спектакль представляет собой настоящее историко-философское полотно, в центре которого героический, совсем неоднозначный, но такой человечный вихорь-атаман.
Был найден замечательный драматургический ход: все персонажи, а на сцене практически вся труппа театра, и переживают происходящее, и несколько отстранены, в силу чего могут давать комментарии случившемуся. Комментирует из сегодняшнего дня еще один персонаж, в программке спектакля названный — Она (Елена Климанова).
Произносимый текст очень лиричен — даже когда герои сообщают о себе биографические сведения. Они интересным образом обозначены в программке: так, «мундир казака ХVIII века» оборачивается отцом Платова (Анатолий Матешов), войсковым старшиной Иваном Федоровичем; «мундир русского офицера» — генералом Беннигсоном (Роман Гайдамак), бывшем в 1812-м начальником Генерального штаба. А «костюм императрицы Екатерины II» очень к лицу заслуженной артистке РФ Юлии Борисовой.
Раз уж разговор зашел о костюмах, то необходимо сказать добрые слова в адрес художника по костюмам Натальи Пальшковой. Ее костюмы не только верны историческим прототипам, но и делают значимыми каждую фигуру на сцене.
В спектакле использован сценический круг, «подающий» фигуры в соответствующих эпизодах, но почему-то во время представления думалось о том, что монологи героев сродни крупным планам в кинематографе, потому не помешало бы их приблизить к зрителю: этого просто требовала и весьма специфичная акустика зала.
И еще одна маленькая «ложка дегтя» — темпоритм повествования уж слишком не из нынешнего дня: эпичность эпичностью, но с продолжительностью спектакля в более чем в три часа (из-за уж очень неспешного повествования) все-таки надо что-то делать.