Про Катерину Львовну, саму свою трагедию сотворившую
Александр Анисимов стал лауреатом национальной премии «Золотая маска» в номинации «Дирижер спектакля» в 2005 году.
Для специалистов это всегда было ясным-ясно, а простые ростовчане, после этой премьеры Ростовского Музыкального театра, заново открыли для себя истину: классика всегда современна! Ибо касается самой сути природы человеческой. Выбранный для постановки первый вариант оперы Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», написанный композитором 60 лет назад и запрещенный к показу после знаменитой разгромной статьи «Сумбур вместо музыки», вновь заставил переживать за неверную купеческую жену Катерину, которая является в спектакле и эпицентром развернувшейся трагедии, и ее творцом одновременно.
Масштабное музыкальное полотно представлено на сцене режиссером-постановщиком Сусанной Цирюк как народная драма. Именно массовые сцены, в которых хор присутствует не просто в качестве статистов, вышедших из кулис и отпевших свои номера (ответственный хормейстер – Елена Клиничева), стали главными в спектакле. Особенно впечатляет последнее действие оперы, когда выяснение отношений главных героев происходит в массе таких же каторжников, как они. Волнообразные движения раскачивающейся серой толпы точно обозначают и однообразное движение отправляющейся на каторгу серой арестантской массы, и то безысходное отчаянье, в котором пребывает решившаяся на все ради своей страсти главная героиня.
А вот также четко продуманная и выстроенная сцена свадьбы потерялась из-за непродуманного света (художник по свету Глеб Фильштинский). Если судить по замыслу, алое платье героини (художник по костюмам Людмила Гончарова) должно было кровавым пятном светиться среди той же серой толпы. Но красная подсветка уровняла по тону выпивающих за здравие молодых с героями трагедии, и задуманный эффект, что называется, обнулился.
И в других сценах толпа все время живет, волнуется, переживает и активно участвует в действии. Чрезвычайно жестока и натуралистична сцена насилия, которая служит камертоном дальнейшему действию. Как тут не вспомнить обещание режиссера на предшествующей премьере пресс-конференции наличие элементов эротического триллера в спектакле?! Но если здесь это все оправдано самой сутью происходящего, то свальный грех в последнем действии и стремление залезть под юбку Катерины Львовны женщин-каторжанок вряд ли что-то добавляет к смыслу происходящего.
Говоря об актерах-солистах (театр все-таки не зря выбрал себе название музыкального, а не – «оперы и балета»), приходится сожалеть, что на премьере они пока предстали перед публикой более чем скованные. Ни в чем пока не проявляется характер главной героини у Ирины Крикуновой в первом действии. Замечательная солистка обладает скорее темпераментом лирическим, чем трагическим (как хороша она была в «Евгении Онегине»!), потому более всего ей удались не сцены страсти, а последнее действие, где раздавленная и уничтоженная Катерина Львовна более переживает, чем действует. Хорошо выстроен режиссером ее последний проход, ясно дающий понять, что сейчас произойдет нечто ужасное, но пока и он выполняется довольно формально.
Выскажем сожаление насчет того, что неплохо задуманная Зиновием Марголиным сценография существует как бы сама по себе. Однообразие крыш купеческих домов уездного городка, в разных уровнях заполнивших сценическое пространство, заставляет думать о том, как же тоскливо здесь жить. Приподнимающаяся одна из крыш открывает покои такого дома-крепости, а, по сути, лобного места – по-другому не скажешь! – где казнят Катерина и Сергей (солист Мариинского театра Евгений Страшко, специально приглашенный для исполнения этой партии) ненавистных свекра и мужа.
Все бы хорошо, только расположен этот эпицентр трагедии метра на полтора-два от зеркала сцены, и звучащий оркестр явно перекрывает голоса солистов. А если прибавить к сказанному некоторые проблемы с дикцией исполнителей, то понять происходящее на сцене (особенно в первом и втором действиях) можно с большой натяжкой: помогают четко выстроенные режиссером мизансцены и память о рассказанном программкой сюжете, который Шостакович (сам написавший сценарий для своей оперы) явно подогнал под «нечто из Островского», известного в качестве живописца «темного царства».
Необходимо отдать должное музыкальному руководителю и дирижеру-постановщику, главному дирижеру театра Александру Анисимову, перечисление званий и должностей которого заняло бы изрядное место. С нашей точки зрения, оркестр театра прозвучал в этой постановке слаженно и мощно. С точки же зрения некоторых зрителей, слишком мощно, ибо к существующему составу прибавилась и значительная часть музыкантов из концертного оркестра духовых инструментов имени В.Еждика Ростовской областной филармонии.
И все-таки не будем строги к самому молодому из российских музыкальных театров: премьера получилась масштабной и зрелищной, явно заслуживающей внимания зрителей не только российских, но и зарубежных. Ведь не зря итальянцы, находящиеся в курсе репертуара театра и проявляющие интерес к Ростовскому музыкальному, просили привезти к ним на гастроли в 2005 году нечто масштабное. И почему этим «масштабным» не может оказаться последняя премьера?!…
Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется С 24.05.2008 и функционирует как архив.
Ростовский музыкальный театр
Другие театры Ростова
Ростовский областной академический молодежный театр (ТЮЗ)
Ростовский академический театр им М Горького
Новошахтинский драматический театр
Ростовский Театр Кукол