Готовиться к постановке «Дело Карамазовых»
Справка
Чумаченко Михаил Николаевич, декан режиссерского факультета Российской академии театрального искусства (бывший ГИТИС), художественный руководитель русского театра в Таллинне (Эстония). Постановки в Ростовском академическом театре драмы — «Опасные связи», «Белая гвардия».
В скором времени репертуар Ростовского академического театра драмы имени М.Горького пополнится очередным названием. Вниманию публики будет представлена сценическая версия романа Достоевского «Братья Карамазовы». «Новой на Дону» удалось побеседовать с режиссером спектакля Михаилом Чумаченко.
– Чем объяснить такой выбор? Почему режиссер из Москвы ставит в Ростове именно это известнейшее произведение Достоевского?
– Если взять это известнейшее, как вы сказали, произведение Достоевского и спросить, что знают о нем нынешние жители России, то выяснится, что даже его сюжет могут пересказать далеко не все. А те, кто все–таки перескажет, воспользуются при этом впечатлениями от знаменитого фильма Ивана Пырьева. Поэтому об этом романе надо говорить как о штампово–знаковом произведении. Недавно один из местных чиновников мне сказал, что, мол, Ростов в ХIХ веке был крупным купеческим городом. И реалии «Братьев Карамазовых» надо максимально приблизить к здешним реалиям.
–?!
– Как ему объяснить, что сравнивать Ростов со Скотопригонском – значит делать городу сомнительную рекламу?!
– Произведение выбрали вы или театр?
– Это мой выбор. Наша связь с Ростовским академическим театром драмы продолжается уже 15 лет. Поэтому, отвечая за свои слова, могу сказать, что мужская часть этой труппы — одна из лучших в России. Как ни странно, отличные женские составы в театрах страны можно найти, а вот труппы с сильным мужским составом, да еще разновозрастным, увидеть почти невозможно. Здесь есть талантливые молодые ребята, большая группа актеров переходного периода – от молодого к среднему возрасту. Очень крепкая группа среднего возраста. Есть несколько взрослых мастеров. Какой театр может показать актера уровня <a href=»/?p=895″ title=»Интервью с актером»>Бушнова</a> или Богодуха? Да не каждый московский!
– Так про что же будет спектакль?
– Про то же, что и у Достоевского: идет борьба за души людей между Богом и дьяволом. Поле борьбы — сам человек. По психологическим ходам все хорошо укладывается в наше время. Офицер, который служил в одной из «горячих точек», вернулся в город…
– Это вы о Дмитрии Карамазове?!…
– О нем. Есть и некий дяденька, который имеет огромное состояние и которому принадлежат все рестораны города — это Федор Павлович. Представить этот роман в постановке 25 лет назад было трудно. А нынче читать русских классиков ХIХ века становится настоящим удовольствием. Никому не надо объяснять, что такое банкрот, и почему папа должен выдать дочку замуж за человека с большими деньгами. Всем все понятно. Есть в романе еще одна тема, абсолютно российская. Ведь только в России любую теорию проверяют на себе и до конца.
– Простите, но почти в каждом вашем слове чувствуется педагог. Для ростовской труппы это замечательно. Мы как–то уже привыкли к режиссерам, которые приезжают сюда для того, чтобы поставить спектакль и уехать. Профессиональный рост актеров на предлагаемом материале их совершенно не волнует. Поэтому не могу не задать вопрос о современной режиссуре, поскольку вы причастны к воспитанию нынешних постановщиков. В Ростовском Молодежном уже много месяцев нет главного режиссера. Объявлен конкурс, но что–то очереди из желающих занять это место не видно. Развеэто не престижно — иметь свой театр, самому выстраивать репертуарную политику?
– Могу сказать, что с первого января 2006–го я являюсь художественным руководителем Русского драматического театра в Таллинне, хотя четыре года отказывался от этого поста. Существование режиссуры нынче предполагает наличие двух групп людей. Одна из них – назовем их «новорежи» – это те, кто, работая над спектаклем, решает проблему не будущих эмоций зрителя, а собственного пиара. Они сегодня достаточно известны. Основная их задача — собственные заработки. Вторая группа — это те, кого устраивает решение режиссерских задач, но кто совсем не хочет заниматься тем, о чем упомянули вы. А задача настоящего режиссера не только выстраивание репертуарной политики, но и решение таких проблем, как бенефис пожилой актрисы, жилье, питание и отдых молодых актеров, ремонт здания. К творческому процессу все это отношения не имеет, и можно понять известного в Ростове Юрия Ивановича Еремина, который говорит: «Да зачем мне это все надо?!» Так что сложности, с которым сталкивается Молодежный театр, понятны.
С этой точки зрения, судьба Ростовского академического театра — счастливая. Можно по–разному относиться к личности и способностям Николая Евгеньевича Сорокина, но не понимать того, что сегодняшнее существование театра — это его личная заслуга, нельзя. Не обсуждая личность и талант Владимира Борисовича Чигишева, надо также понять, что с его отъездом тот, его театр – исчез. Сегодня один из ведущих театральных педагогов и экономистов Геннадий Дадамян очень точно констатировал следующее: время режиссерского театра закончилось. Началось время театра продюсерского.
– Кого же мы увидим в главных ролях в «Братьях Карамазовых»?
– Николай Сорокин — Федор Карамазов, старец Зосима — Михаил Бушнов, Дмитрий Карамазов — Сергей Галкин, Иван Карамазов — Артем Шкрабак, Смердяков — Андрей Ребенков, следователь — Сергей Власов. Он ведет всю историю. Понятно, что роман «Братья Карамазовы» – это не театральный материал для зала в 1200 мест. Для такого зала театральным является «дело Карамазовых» как отдельная уголовная история. Алеша Карамазов — это Артем Волобуев и Павел Черноусов. Хохлакова — Татьяна Шкрабак, Катерина Ивановна — Наталья Гординская, Грушенька — это Кристина Гаврюкова и Ольга Васильева, Лиза — Екатерина Березина и Ольга Денисова.
– Не могу не спросить напоследок — как вам работается в Русском театре в Эстонии? Трудностей много?
– Кроме творческих, никаких. Правительство республики выделило 30 миллионов долларов на ремонт и реконструкцию Русского театра, одного из старейших театральных зданий Европы с пятью сценическими площадками. В Москве в Школе–студии МХАТ учатся 12 эстонских студентов, часть из которых после окончания обучения вольются и в труппу Русского театра. Для многих уже приобретены квартиры.
Рецензия на спектакль «Дело Карамазовых»
Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется С 24.05.2008 и функционирует как архив.
Ростовский театр драмы им М Горького
Другие театры Ростова
Ростовский музыкальный театр
Молодежный театр (ТЮЗ)
Новошахтинский драматический театр
Ростовский Театр Кукол