Затянувшийся эксперимент

Как считают специалисты министерства общего и профессионального образования Ростовской области, эксперимент с ЕГЭ показал свою жизнеспособность и должен стать основной формой выпускных экзаменов в школе и вступительных – в вузы. Ректоры высших учебных заведений с ними согласны.

Справка

В 2004 году в высшие учебные заведения области были поданы 33344 заявления. Это на 2213 больше, чем в 2003-м.

По данным Совета ректоров вузов Ростовской области 23 тысячи абитуриентов имели на руках сертификаты ЕГЭ. Подсчет велся общий, потому не уточнялось: сколько человек имели один сданный экзамен по этой технологии, сколько – три.

Из принятых в студенты 13055 абитуриентов тех, кто сдавал вступительные экзамены по материалам и технологии ЕГЭ, оказалось 8661. Это – на 2531 человек больше, чем в прошлом году.

Стимул для изучения родного языка

Всего в эксперименте, который идет на Дону уже четвертый год, участвовали 15 вузов. Семь из них – Северо-Кавказская академия госслужбы, Ростовская государственная академия архитектуры и искусства, Таганрогский государственный педагогический институт, Ростовский государственный экономический университет, Южно-Российский государственный технический университет, Южно-Российский университет экономики и сервиса, Таганрогский государственный радиотехнический университет, Ростовский государственный строительный университет, Ростовская государственная академия сельхозмашиностроения – на все свои специальности принимали экзамены по материалам и технологии ЕГЭ. В остальных – вступительные испытания в такой форме должны были пройти абитуриенты, претендующие на 70-80 процентов всех специальностей.

Ректоры всех участвующих в эксперименте вузов считают такую форму экзаменов идеальной. Более того, по их мнению, тестирование, а не тривиальный зачет-незачет по русскому языку при приеме в вуз повышает значимость этого предмета в школе. Такая позиция глав высшей школы говорит о желании воспитывать по-настоящему образованных граждан. Недаром после объявления 100-процентной ЕГЭ-зации вступительных экзаменов во многих вузах Дона количество желающих сдать в школе русский язык в такой форме резко увеличилось. А, стало быть, и свои знания по этому предмету будущие абитуриенты вынуждены были вывести хотя бы на удовлетворительный уровень. И это – несмотря на отсутствие во многих школах русского языка в расписаниях занятий выпускных классов.

Как считает министр общего и профессионального образования Ростовской области Ковалев, давно пора «великий и могучий» сделать обязательным для сдачи по материалам и технологии ЕГЭ при окончании школы. Это уже произошло в 22 регионах страны. Основной довод – государственный язык должны знать все. Как проведение экзамена с независимой экспертизой влияет на качество преподавания сдаваемого предмета в средней школе, показывает пример математики. За три года эксперимента качественные изменения знаний выпускников алгебры и основ анализа – налицо. Несмотря на усложнение заданий в 2004-м, количество четверок и пятерок увеличилось на обязательном экзамене по этому предмету по сравнению с прошлым годом. Такие же изменения должны произойти с русским языком, который пока сдают в школах по материалам и технологии ЕГЭ только желающие. Окончательное решение – быть или не быть такому экзамену? – за Советом ректоров.

Особенности национального менталитета

Однако нашлись вузы, которые решили оказаться «немножко беременными». РГУ и РГУ ПС из эксперимента вышли, тем не менее сертификаты с данными ЕГЭ их приемные комиссии у абитуриентов принимали. Более того, и экзамены проводились по технологии ЕГЭ, но с самостоятельно разработанными контрольно-измерительными материалами. Ну не доверяют университетские господа-преподаватели контрольно-измерительным материалам (КИМам) из Министерства науки и образования РФ! А ведь никому не возбраняется создавать контрольно-измерительные материалы и с ними принимать участие в российском конкурсе. Так поступили главный специалист министерства общего и профессионального образования Ростовской области Владимир Калашников и сотрудник ТГРУ Александр Клова. Разработанные ими КИМы получили признание на этом конкурсе и уже используются в качестве заданий по всей России.

В Ростовский госуниверситет из абитуриентов, сдававших экзамены по технологии ЕГЭ. было принято 536 человек (37 % от всех осмелившихся на такую форму испытаний). В РГУ на конкурс в качестве зачетных баллов принимали и результаты централизованного тестирования, которое с будущего года перестает существовать. Для сравнения: в Таганрогский государственный радиотехнический университет из абитуриентов, сдававших вступительные экзамены по материалам и технологии ЕГЭ, в студенты зачислено 81,4 %.

Основные доводы противников ЕГЭ – подтасовки и списывание будут продолжаться. Одна уважаемая московская газета даже письмо опубликовала из Ростова-на-Дону. Мол, заплатили учителям, и ваш страшный ЕГЭ дети сдали прекрасно. Автора этой фальшивки выдало незнание условий, в которых происходит сдача Единого государственного экзамена. Даже если заплатить не учителю своей школы, а тестотехнику, то есть человеку, организующему сам процесс выдачи материалов, то все равно до конца неясно, какой вариант попадет в руки данному ученику. Даже если предположить подсказку по первым двум разделам (а столь явные нарушения пресекаются сразу!), то третий, требующий творческий подход к решению задач, все равно останется нерешенным.

На выпускных экзаменах в некоторых школах были обнаружены работы-двойники – даже ошибки в них были одинаковыми. К сведению нынешних одиннадцатиклассников: эти работы аннулированы. Проштрафившиеся писали работы заново. В Батайске таких, по данным министерства общего и профессионального образования области, оказалось аж семеро. Технологий ухода от самостоятельности в решении заданий на ЕГЭ изобретает наш выпускник много. Их примерно знают – от использования мобильных телефонов (ухитряются проносить!) до совместных – как по мановению дирижерской палочки! – выходов в туалет.

Интересный случай произошел в Пролетарском районе. Обнаружены работы-двойники. Родственники одного из ребят были уверены в том, что «их мальчик просто дал списать». Никакого сговора не было. Второй выпускник в списывании не признавался, фактически увлекая на дно за собой своего же благодетеля. При повторном экзамене первый парень вновь получает «отлично», второй – гораздо более низкую оценку. В каких отношениях расстались оба приятеля после окончания школы – вопрос риторический.

Нарушений на вступительных экзаменах в вузы, сдаваемых по материалам и технологии ЕГЭ, не обнаружено. Правда, очень хитрые 45 абитуриентов заявили, что в школе они профильный предмет по технологии ЕГЭ не сдавали. Разумеется, сертификаты у них были, но их не устраивал полученный балл. При проверке этих работ машина забраковала не только работы по сдаваемому предмету, но и по другим! А ведь кандидатов в студенты предупреждали: все вы занесены в базу данных. Юным авантюристам, решившим перехитрить технику, пришлось сдавать другие экзамены в другие вузы.
Свою зрелость надо доказать

Четвертый год эксперимента с ЕГЭ на Дону показал: давно уже необходимо перевести эту форму проверки знаний в штатный режим. Тогда двоек, полученных в школе при сдаче чистых экзаменационных листов (все равно ведь поставят тройку – зачем себя утруждать!) станет гораздо меньше. И золотыми медалями перестанут награждать сдавших математику на четверку. В виде исключения. Правда, это исключение составляет около четверти всего полученного «золота». Доучившиеся до 11 класса поймут, наконец: нужно быть достойным аттестата ЗРЕЛОСТИ. То есть показать, что претендующий на него – человек грамотный. Он овладел знаниями, которые помогут ему адаптироваться в обществе. Именно такие знания предполагает стандарт, который он обязан был освоить в средней школе.

Во Франции 15 процентов учеников оканчивают школу без аттестата зрелости. И общество не плачет, а правозащитники не рвут на себе волосы. Неаттестованные идут работать. Надо ли говорить, что эта работа – самая неквалифицированная?!… Когда же они понимают необходимость учиться дальше, разными путями – то ли в вечерней школе, то ли в другом учебном заведении – им приходится заново сдавать экзамены за курс средней школы.

У нас, к сожалению, дело поставлено по-другому: скандал и всяческие кары школе, выпустившей ученика без аттестата зрелости, обеспечены. Потому часть школьников, которые не понимают, для чего они учатся, имеют возможность не задумываться над этим.

Но пора уже перестать сваливать все беды гражданина на общество. Пора человеку в начале своего жизненного пути научиться отвечать за самого себя. Так что ЕГЭ – это не только уход от коррупции и повышение качества преподавания предметов. Это стимул работы над собой, то есть воспитание личности.

«Московский комсомолец», 15.09.-22.09, 2004. с.12


Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется  С 24.05.2008 и функционирует как архив.