Тевье – Ханжаров

Тевье - Николай Ханжаров  в спектакле 'Поминальная молитва' Новошахтинского театра, фото Веры Волошиновой

Тевье (Николай Ханжаров) говорит с Богом

Актер Ростовского академического молодежного театра, заслуженный артист РФ Николай Ханжаров сыграл главную роль в спектакле Новошахтинского муниципального драматического театра «Поминальная молитва». Поставил спектакль режиссер Игорь Черкашин из Стерлитамака, которого ростовские зрители помнят по спектаклю «Очень простая история».

Эта давняя традиция, которую, правда, последние непростые годы заставили подзабыть. Ростовские актеры ездили играть в спектаклях донских муниципальных театров, если роли которые им там предлагались знаковыми для донской сцены режиссерами, были интересны. Актеры, они такие: представится возможность реализовать какую-то еще не освоенную часть своей души – рванут пешком за 100 верст, не раздумывая.

Дружба Николая Микдатовича с этим театром началась не вчера, да такая дружба, что его моноспектакль «Демон» включен в репертуар этого самого молодого театра области. Сейчас никто и не вспомнит, кому пришла идея пригласить Николая Ханжарова на роль, известной всей России в исполнении Евгения Леонова (театр «Ленком»), и всему Дону – в исполнении народного артиста СССР Михаила Бушнова в спектакле по той же пьесе, но с названием «Скрипач на крыше». Однако приглашение последовало и было принято.
Как происходит перевоплощение артиста? Едет с вами в автобусе вполне крепкий, моложавый человек, мужчина, как характеризовал себя известный персонаж, в самом расцвете сил. А минут через сорок выходит на сцену человек – этот же человек, но лет на 20 старше, да с такой болью в глазах! Основа жизни у этого молочника из Анатовки – любовь: к своим пятерым девочкам, к жене Голде, к односельчанам, которые и погром-то устраивают как-то неловко.

Но самое главное для Тевье-Ханжарова – это его общение со Всевышним. И хочет он примирить происходящее вокруг с написанным в Торе, да не может. А как после этого жить? Вот потому и гаснут к финалу спектакля глаза, может быть, самого большого некогда атанатовского оптимиста. И замолкает он, когда потеряет возможность жить на земле предков. Но какое это молчание!

А чего стоит сцена, в которой сообщает Тевье своей жене о том, что не пойдет его старшая дочь Цейтл за мясника, а станет женой бедного портняжки Мотла. Ее же, Голду, подготовить к такому «счастью нужно. И вот преподносит оторопевшей женщине Тевье-Ханжаров … подсолнух, из которого потом будут они вместе семечки вынимать да пощелкивать, так знакомо поплевывая шелухой. Самый трагичный момент, после которого и возвращаться к жизни не хочется, а надо – финал погрома. Казалось бы, ни молчать, ни говорить нельзя. Тевье и не молчит: из перехваченного горла – нет, не выходят! – выталкиваются слова … русской народной песни. Это не пение – это судорога души, которая не видит смысла в дальнейшем существовании. Это финал действия первого, а второе начинается с лютого холода, во время которого все равно катит по кругу свою телегу этот еврей по крови и складу ума, но такой близкий по духу каждому зрителю в зале.

Таким его сделал Николай Ханжаров. И не зря народный артист СССР, председатель Ростовского отделения СТД Михаил Бушнов, увидев спектакль, назовет эту роль Николая Ханжарова лучшей в его творческой жизни.

Рецензия на спектакль “Поминальная молитва” с другим составом

Другие театры Ростова

Ростовский областной академический молодежный театр (ТЮЗ)

Ростовский академический театр им М Горького

Ростовский музыкальный театр

Ростовский Театр Кукол