Спичка – дело тонкое…

Заслуженный артист РФ Владимир Воробьевиз в спектакле Ростовского Молодежного театра 'Спичка Мэйд ин Шведен' фото Веры Волошиновой

Заслуженный артист РФ Владимир Воробьевиз. Сцена из спектакля

Мюзикл-криминальный фарс «Спичка. Мэйд ин Шведен». Ростовский областной академический Молодежный театр.

Этот спектакль по мотивам произведений А.П.Чехова одних зрителей заставил уйти после антракта, оставшиеся были вознаграждены более удачным зрелищем второго действия.

Но сначала о том, что Чехов становится популярным автором именно в музыкальных жанрах, и недавняя премьера «Попрыгуньи» в Ростовском государственном музыкальном театре (музыкальную новеллу Антона Конопелько поставил режиссер Александр Лебедев), премьера оперы-шутки «Медведь» ростовского композитора Виталия Ходоша – тому примеры. Вообще-то странно, почему к рассказам Антона Павловича из всех этих «Будильников», «Стрекоз» и «Осколков» не обратились либреттисты столь часто раньше: это же море разливанное всевозможных сюжетов, профессионально выстроенных, снабженных полнокровными характерами и не грешащих какими-то повторениями. А если обратиться к дневникам и записных книжкам писателя, то обнаружатся еще более «незатертые» фабулы, практически нигде не озвученные.

Однако сценарий сценарию рознь. Казалось бы, знаменитая «Шведская спичка», едкая пародия на детективные романы, просто просится в либретто пародийного музыкального спектакля. Но если пародию, да еще и с фарсовым оттенком, нагружать философскими монологами, кои приданы автором В.Баскиным практически всем героям (а их на сцене – толпа!), то и получится первое действие спектакля Молодежного. Да еще сам сюжет все никак не мог начаться из-за многочисленных придуманных и блестяще воплощенных актерских и режиссерских находок (постановщик спектакля – Геннадий Крук). Первый монолог письмоводителя Дюковского о провинциальной скуке в замечательном исполнении Сергея Беланова еще можно оправдать: по крайней мере, становится понятной причина его яростного усердия в раскрытии предполагаемого убийства. Остальные кажутся искусственными вставками и затягивают развитие сюжета, который (увы, увы!) далеко не каждому нынешнему зрителю известен.

Но вот начинается второе действие – и количество подозреваемых в результате бурной деятельности письмоводителя при оторопевшем его начальнике (заслуженный артист РФ Николай Ханжаров) растет быстрыми темпами. Сцены допросов Николашки (Юрий Филатов) и агронома Псекова (заслуженный артист РФ Владимир Воробьев), смешные донельзя, быстро сменяют одна другую. И снова тормозится действие явлением «коров», которое придумано и сыграно интересно, но эти персонажи кажутся забредшими из другого спектакля.

Нельзя не сказать о Валерии Воронине, представляющего в спектакле станового пристава 2-го участка С-го уезда Евграфа Кузьмича. Кажется, что актер, давненько не баловавший зрителей своим мастерством, наверстывает упущенное. Если поначалу он проигрывает все детали своего поведения слишком подробно (Станиславский был бы доволен!), то во втором действии, судя по всему, вспоминает о необходимой мере условности. И его вечно пьяненький пристав поднимается до высот трагедии, когда осознает себя обманутым любвеобильной женой (Юлия Кобец). Однако плюнуть в лицо обидчику ему так и не хватает смелости. Он все-таки плюет … на сапоги отыскавшегося корнета (Вадим Шанаурин) и тут же начинает вычищать их рукавами мундира.

Так что совет будущим зрителям спектакля «Спичка. Мэйд ин Шведен»: не торопитесь уходить после антракта. Сценаристы – тоже люди и могут ошибаться. Но достоинства первоосновы сценария – рассказа Чехова – проверены временем. Антону Павловичу вместе с труппой Ростовского Молодежного можно доверять.

Сцены из спектакля “Спичка Мэйд ин Шведен”

Сцена из спектакля Ростовского Молодежного театра 'Спичка Мэйд ин Шведен' фото Веры Волошиновой

Ростовский областной академический молодежный театр (ТЮЗ)

Другие театры Ростова

Ростовский музыкальный театр

Ростовский академический театр им М Горького

Новошахтинский драматический театр

Ростовский Театр Кукол